Страницы журнальной истории. Искусство купажа и искусство курения

День в истории
Хосе Бланко, вице-президент Joya De Nicaragua, рассказывает о том, что искусство – не только создать отличную сигару, искусство – это и умение правильно ее выкурить и воспринять.

«Табачная мешка – это искусство», – не устают повторять сигарщики. Что ж, эта мысль заслуживает того, чтобы говорить о ней снова и снова, и с этой мыслью я абсолютно и безоговорочно согласен! Однако мой 40-летний опыт курения сигар научил меня еще одной важной вещи: уметь наслаждаться сигарой – это тоже искусство.

Хосе Бланко
Хосе Бланко

В течение многих лет во время фестивалей, выставок и просто для гостей нашей фабрики я проводил семинары по мешке. Раньше я посвящал их начинке сигары и отдельным ее характеристикам, а пару лет назад стал базировать семинары на теме покровного листа и его влияния на вкус сигары.

Создание мешки сигары сродни приготовлению пищи: вы добавляете одни ингредиенты и убираете другие, смешиваете их, придумываете разные сочетания, пробуете их… У вас могут быть лучшие сорта табака, но не всегда они сочетаются. И вы пробуете снова и снова, пока не достигнете цели. Хорошая смесь получается примерно в трех попытках из ста.

Чего же мы ищем, когда готовим смесь? Мы ищем шесть важнейших элементов, которые являются необходимой основой для хорошей сигары:

  • Букет (вкус)
  • Крепость
  • Аромат (запах или, скорее, его след)
  • Сложность
  • Баланс
  • Послевкусие

Между первым и вторым элементами часто бывает конфликт. У вас может получиться сигара с плотным и, главное, крепким телом, но практически без вкуса; также вы можете создать сигару с глубоким вкусом, но слишком мягкую. На мой взгляд, лучшая смесь – та, что обладает богатым вкусом и приятным запахом, а ее крепость варьируется от мягкой до сильной… Крепость не должна зависеть от вкуса – вкус должен присутствовать в любом случае. Третий элемент – аромат – очень важен, поэтому к нему я еще вернусь.

Далее – сложность. Даже действительно чудесная сигара с правильными крепостью, вкусом и ароматом, но без сложности, без развития в процессе курения будет просто еще одной скучной хорошей сигарой! Сложность означает небольшие изменения и оттенки, которые вы ощущаете от начала до конца курения.

Также сигара должна быть сбалансированной. Сложность без баланса может быть воспринята как ошибка, допущенная при смешивании. Крепость и вкус могут бороться за лидерство, однако они должны быть сбалансированы. Табаки в мешке обязаны хорошо сочетаться друг с другом, чтобы обеспечить медленное смакование. Баланс – эта как симфония, где все инструменты на своем месте.

И, наконец, послевкусие. Что значит хорошее послевкусие? Это значит, что вкус еще долгое время остается у вас во рту после того, как вы отложили сигару. Будет крайне обидно, если вам действительно очень полюбится сигара, но как только она закончится, у вас не останется никаких воспоминаний и следов вкуса. Только сигара с долгим послевкусием даст вам полноценный опыт.

Но перейдем непосредственно к процессу курения. Если 50 человек в одном помещении, в одних и тех же условиях, после одинакового обеда решат выкурить по одинаковой сигаре – сколько будет точек зрения? 50! И все разные. Этим мы обязаны тому факту, что каждого из нас уникальные вкусы и индивидуальные границы (например, в восприятии крепости или сладости и т.д.)

Я часто спрашиваю, кто выдыхает дым через нос (разумеется, без затяжки). Это не всегда выполнимо, но если вы можете это сделать – это хорошая вещь, которую стоит повторить пару раз в процессе курения. Причина в тесном соотношении вкуса и запаха. Здесь я хочу вернуться к вопросу о важности аромата. Попробуйте съесть или выпить что-нибудь, зажав нос: вы ничего не почувствуете. Попробуйте съесть или выпить что-нибудь, зажав только одну ноздрю: вы почувствуете запах, но несильно. Следовательно, выдыхание дыма через нос обострит ваше восприятие вкуса, аромата и особенно уровня крепости. Повторяю: это ни в коем случае не является обязательным атрибутом; это просто идея и дальнейшее объяснение соотношения аромата и вкуса.

Теперь я хотел бы перейти к вопросу использования различных сортов табака. Не буду вдаваться в детали каждого (это другая очень объемная тема!) – просто приведу несколько примеров.

Возьмите на заметку – помнить нужно не только о стране происхождения, но и о сорте: например, доминиканский corojo будет отличаться от доминиканского criollo так же, как бразильский mata fina не похож на табак с Суматры.

Тем не менее, страна происхождения имеет огромное значение! Везде разные почвы и разный климат, а ведь именно они оказывают наибольшее влияние на характеристики табака.

Что мы ощущаем, когда курим сигару? Мы различаем, в первую очередь, следующие вкусы: горько, кисло, солено и сладко. Затем мы обнаруживаем оттенки: резкость, свежесть, металлический привкус, древесные тона, нотки кофе, кокоса, земли, травы, кедра – список можно продолжать бесконечно… Конечно, все эти ощущения субъективны и зависят от нашего индивидуального восприятия. Больше того, наш вкус будет фокусироваться на совершенно разных аспектах вкуса сигары в зависимости от того, что мы ели или пили: была это смешанная пища со стаканчиком алкоголя или свежий апельсиновый сок? Или это было насыщенное и острое индийское блюдо с красным вином? Существует огромное количество других «утонченных описаний» – страстному любителю сигар будет любопытно и забавно почитать их и пофилософствовать на эту тему.

Последним в моем списке, но далеко не второстепенным фактором, является настроение – то, что будет воспринято как сладкое и цветочное солнечным днем, покажется горьким и соленым после особенно напряженного рабочего дня.

И еще одна дополнительная и очень жизненная рекомендация: посмотрите на часы прежде, чем выбрать формат сигары, которую вы собираетесь выкурить. Будет невероятно обидно выбросить три великолепных дюйма витолы только потому, что вам надо бежать на встречу!

Обычно на семинаре по купажу я представляю четыре или пять различных начиночных табаков, которые выкуриваются по очереди. Сами по себе они обычно не приносят большого удовольствия при курении. Но очень интересно и полезно выкурить в конце смесь этих табаков и посмотреть, как они взаимодействуют друг с другом!

Приведу несколько примеров таких табаков:

  • Бразилия – сладкий, с богатым вкусом и всегда легко сочетающийся с табаками из других стран.
  • Никарагуа – земляной, богатый, пряный, с сильным ароматом.
  • Доминиканская Республика – очень зависит от сорта. Чтобы дать хоть какое-то описание, можно сказать, что доминиканский табак может быть очень ароматным, земляным, легко разжигаемым, иногда очень сладким. Более того, эти табаки также можно успешно смешивать с табаками других стран.
  • Перу – сладкий и ароматный табак, также хорошо подходит для купажа.

По отдельности эти сорта вряд ли доставят вам большое удовольствие, но если смешать их в правильной пропорции и выбрать правильные связующий и покровный лист – совсем другое дело! У вас может получиться отличная сигара, где будут присутствовать все шесть элементов.

Еще один семинар я посвящаю покровным листам и их влиянию на всю смесь. Как соотношение между покровным листом и начинкой влияет на вкус сигары? Ответ такой: это зависит от диаметра сигары. Чем сигара тоньше, тем большее значение имеет покровный лист; чем она толще – тем меньшую роль играет покровник.

Я, кстати, никогда не был большим поклонником сигар больших диаметров (таких как 60 RG), предпочитаю сбалансированные Corona Gorda (46 RG), Corona (42 RG) или даже Lancero (38-40 RG).

На своем семинаре я предлагаю участникам выкурить одинаковые смеси с разными покровными листами. Несколько примеров покровных листов с их базовыми (очень общими) характеристиками (я снова оставляю в стороне обширную тему сортов, хочу только привлечь ваше внимание к значению почв):

  • Коннектикут – мягкий, иногда с горьким или острым привкусом покров.
  • Камерун (один из моих фаворитов) – довольно пикантный и сладкий.
  • Эквадор – земляной и пряный в некоторых сортах.
  • Никарагуа – земляной, с богатым вкусом.

Я уверен, что это очень полезное и мотивирующее упражнение. Я бы даже сказал, что выполнение такого задания обязательно для настоящих любителей сигар! Значение покровного листа часто недооценивается, и я делаю все возможное, чтобы донести это до максимального числа людей.

В конце концов, в процессе создания хорошей сигары участвуют две группы действующих лиц (не считая фермеров и фабрики – это еще одна огромная тема): те, кто разрабатывает, и те, кто курит. Первые, как я уже сказал, должны обеспечить присутствие шести важнейших аспектов: вкус, крепость, аромат, сложность, баланс и хорошее послевкусие. А вторым следует ясно понимать сигару, прежде чем выносить свое суждение о ней.

Так что, когда вы в следующий раз возьмете сигару, которая вас интересует, найдите ее описание (если у вас под рукой журнал или сайт), прочитайте его и обдумайте. Пока вы курите, держите это описание в голове, но одновременно постарайтесь абстрагироваться и сформулировать свое мнение. Главное – как следует прочувствовать сигару!

На каждом своем семинаре, не важно, первого или второго типа, я стараюсь организовать обсуждение в группе, где каждый высказывает свое мнение. Разумеется, у нас у всех разные границы и особенности восприятия, поэтому, не считая некоторых базовых характеристик табака, здесь не может быть правильных или ошибочных ответов. Все мы – и я в том числе – находимся в непрерывном процессе обучения, и во время моих семинаров я тоже открываю для себя много нового.

И последний совет: никогда не судите о сигаре по обертке.

Журнал Cigar Clan. 2012 год.

Оцените статью