Сегодня, десять лет назад. Трофейные сигары на Поклонной горе

День в истории
Десять лет назад мы, купив на аукционе старые сигары, поехали на Поклонную гору, где накануне открылась экспозиция Партизанская база - настоящая землянка с небольшим и окопчиками.

Трофейные немецкие сигары 1939 года раскурили в честь Дня Победы на Поклонной горе.

Перед прокуром заместитель начальника отдела экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений  Центрального музея Великой Отечественной войны полковник Валерий Голдышев рассказал историю возникновения Партизанской базы – экспозиции, повторяющей реальную партизанскую базу времен Великой Отечественной.

«В войну здесь находилось одно из мест дислокации партизан. Мы решили показать современникам то, как выглядела реальная партизанская жизнь: где партизаны  спали, где пекли хлеб, где мылись, лечились, как устраивали разведдозоры. Так и возникла Партизанская база. В создании экспозиции принимали участие ветераны партизанского движения.  По их воспоминаниям были реконструированы землянки, радиоузел, столовая, хлебопекарня, смотровая вышка», — сказал В. Голдышев.

Первоначально планировалось устроить прокур в самой просторной – штабной – землянке. Но желающих оказалось больше, чем она могла бы вместить. И курить участники предпраздничной встречи решили на воздухе – в партизанской столовой.

Представляя сигары, президент МСК Андрей Лоскутов рассказал о военном статусе табака: он был объявлен стратегическим товаром. В частности, солдатам на передовой выдавали в день по 22-25 папирос, а в дни, когда не было сражений, на две папиросы больше. Даже в блокадном Ленинграде была табачная пайка – 20 граммов махорки  в день.  Кто не курил, мог за пять дней накопить махорки столько, что ее  можно было обменять на буханку хлеба. Табак был дороже хлеба. Табак был валютой.

Трофейные сигары 1939 года, купленные на аукционе и представленные для сегодняшнего прокура, напомнили те далекие времена. И создали какую-то особую атмосферу.

Эдуард Сухарев отметил: у сигар 1939 года, несмотря на возраст, — идеальный пепел, тяга и хороший покровный лист. А вот Денис Атоян пошутил, что после таких сигар в бой немецким солдатам идти вряд ли хотелось.

Раритетные сигары привез Андрей Лоскутов из Германии. В годы Великой Отечественной Havanda курили офицеры, а Meisterrunder – солдаты. Это видно и по упаковкам – солдатские сигары содержатся в картоном, а офицерские – в деревянном боксах. Кстати, лучше сохранились солдатские сигары.

На коробках хорошо сохранились акцизные марки со свастикой. Историей этих коробок особенно заинтересовался один из участников вечера – Nikolai Krinner из Moskauer Deutsche Zeitung.

Алена Булавка, Архив Российского сигарного союза

Оцените статью