С первого взгляда, когда только въезжаешь в Зарайск, он кажется самым обыкновенным, ничем не отличающимся от сотен, даже тысяч подобных ему. Но есть в нем сокровище – Зарайский кремль. Он был возведен почти пять веков назад и считается единственным полностью сохранившимся из всех кремлей государства Московского.
Но обо всем по порядку. Приехали мы в Зарайск не организованный группой, а несколькими, а если точнее – 10 автомобилями. Ехали все в разное время из разных точек не только Москвы — из МО (присоединился руководитель Коломенского сигарного клуба Сергей Багаев). Местом сбора стал, конечно, кремль. В трапезной, расположенной на его территории, мы все и встретились. Усталых (и не очень) путников (то есть нас) незамедлительно согрели горячим чаем и душевным приемом. К огромному сожалению, сам о. Петр, о котором мы все столько слышали, встретиться с нами не смог, накануне он заболел. С городом и его достопримечательностями нас познакомили жена о. Петра матушка Галина, а затем и потрясающий экскурсовод Ирина Станиславовна.
Со слов матушки Галины, все началось в XII веке…
Годом основания села Красного (города Зарайска) принято считать 1146 год. Красное располагалось на слиянии двух рек – Осетра (когда-то в ней было много осетровых рыб) и Монастырки. Село находилось в ведении Рязанского князя. Им правил молодой сын Юрия Рязанского князь Федор.
В 1225 году в городе Корсунь (старорусское название Севастополя) в храме, где крестился князь Владимир, служил священник Евстафий. Однажды ночью к нему пришло видение, в котором святитель Николай сказал: «Возьми икону мою и иди в землю Рязанскую. Там хочу быти, и чюдеса творити, и место прославить». Будучи взрослым человеком, имеющим семью, дом, он призыву не внял, да и внять ему было трудно — Евстафий представления не имел, что такое Рязанская земля и где они находятся.
Видение повторилось еще раз, и вновь Евстафий не послушался. Николай Угодник явился ему и в третий раз. За свое непослушание он был наказан слепотой. В скорби, слезах и покаянии Евстафий припал к святому образу, прося прощения и обещая выполнить наказ. Тогда он вновь прозрел.
Отслужив литургию, взяв с собой жену, сына, одного служителя своей церкви и образ святителя Николая, отправился в дорогу. Думал двигаться путем сухопутным, но святитель Николай предупредил, что по той земле ходить опасно. Тогда направился он к устью Днепра, сел на корабль и поплыл вокруг всей Европы – через Черное, Средиземное моря, Гибралтарский пролив – они плыли с этой иконой до Варяжского моря (как тогда называлось Балтийское) и до Великого Новгорода.
Путешествие продолжалось целый год. Накануне прибытия к селу Красное местному князю Федору Юрьевичу приснился сон, в котором святитель Николай сказал: «Иди, встречай икону мою. И я и тебя прославлю, и жену твою прославлю, и сына твоего прославлю». Важно отметить, что в тот момент князь Федор был еще холост. Как только посланцы вступили на берег, на этом месте забил ключ святой воды, который существует до сих пор — Белый колодец (святой колодец).
Вскоре князь Федор женился на красавице Евпраксии, у них родился сын Иоанн. Все было бы хорошо, но наступил 1237 год – нашествие Батыя. Рязань была сожжена дотла, войска Батыя направлялись в сторону села Красного. Тогда князь Федор взял великие подарки – золото, меха и другие дары – и поехал в ставку Батыя. Хану понравились дары, он благосклонно встретил Федора. Но, как всегда бывает, нашлись «друзья», нашептавшие Батыю о том, что у Федора необыкновенно красивая жена. Тогда Батый поставил князю Федору Юрьевичу условие – привести к нему жену, и он не тронет город, в противном случае – город будет уничтожен. Федор ответил Батыю так, как еще никто не смел ему отвечать: «Негоже нам, православным христианам, водить своих жен на блуд». Батый повелел убить князя. Евпраксия же взяла сына на руки, поднялась на крышу терема и «Никола, прими» бросилась вниз. По одной из версий, город обязан своим названием именно этой легенде: Евпраксия убилась «зараз», т.е. сразу, или «сама себя заразила» (то есть совершила самоубийство). С того момента город стал называться Зараз, затем Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века – Зарайск.
Строился Зарайский кремль примерно в одно время с Московским (1528-153 гг.), над его созданием трудились итальянские и русские зодчие.
Как рассказала матушка Галина, икона Николая Чудотворца (Зарайского) последние полвека была в Москве на реставрации. И в августе 2013-го ее вновь вернули в Зарайск. Сейчас она находится в соборе Иоанна Предтечи, где мы и увидели ее воочию: почитаемый образ стоит справа от алтаря.
— Эта икона сейчас «действующая»? – спросил Андрей Лоскутов, президент Российского сигарного союза. – Чудеса, подобные тем, что происходили раньше, сейчас случаются?
— Не так давно к нам в церковь приходил мужчина, страдающий от страшного радикулита, который вообще не проходил, приложился к иконе, а через несколько дней зашел и рассказал, что совсем забыл про свою боль, а когда вспомнил, понял, что все прошло. Еще один случай был – мужчина вылечился от пьянства. А как вылечился? Пришел, можно сказать, поддатый хорошо. Подошел к иконе и говорит: «Николай Угодник, не могу остановиться…». В общем, на следующий день пришел уже трезвый. А когда вышел на работу, а там, понятное дело, мужики начали разливать, его начало воротить от алкоголя. Это две реальные истории, которые произошли совсем недавно, — рассказала матушка Галина.
Также матушка Галина сообщила, что в годы ее молодости в соборе Иоанна Предтечи располагался кинотеатр на 400 мест. Она помнит, что смотрела здесь на большом экране (он как раз был на месте алтаря) фильм «Бриллиантовая рука».
Еще нам рассказали о том, что здесь же, в соборе Иоанна Предтечи, была когда-то большая библиотека с книгами, привезенными еще до нашествия монголо-татар. Никто не знает, что с ними стало.
— Вообще наш город всегда отличался тем, что у нас никогда не было никакого производства. В основном он был купеческим и крестьянским, но в таком небольшом городе было 14 церквей (сейчас четыре). При каждой церкви была церковно-приходская школа. Училище для мальчиков, гимназия для девочек, два частных пансиона и духовные училища на территории кремля. Почти у всех горожан грамотность была 100-процентной. Кстати, великий знаток русского языка, академик Виноградов от нас вышел, — добавила матушка Галина.
Зарайск славится еще и купцами Бахрушиными, Ярцевыми, которые лишь по 15% своего дохода оставляли себе, а 85% отдавали на благотворительность. Здесь же жили до переезда на Дон Шолоховы. Известный скульптор Анна Голубкина, часто приезжал Сергей Есенин. В деревне Даровое Зарайского района провел свое детство писатель Федор Достоевский.
Можно, наверное, сказать, что самым завораживающим моментом этой экскурсии стал подъем на одну из стен Зарайского кремля. Экскурсовод Ирина Станиславовна, будучи хрупкой и невысокой женщиной, с легкость отворила массивную дверь, за которой расположены полуразрушенные ступеньки, ведущие вверх. Мы поднялись по ним и увидели все с другого ракурса, какими-то другими глазами.
Кирпичная кладка сохранилась примерно на 50%. Стена с секретом – ее арки особенные: внутри слышно все, что происходит снаружи, а снаружи – не слышно ничего. Удачно было выбрано и место основания Зарайского кремля – ровный холм, с которого открывается обзор на все четыре стороны, и – обрывы в качестве естественных преград.
Ежегодно в северной части кремля работают археологи. Найдено огромное количество костных останков. А в 2001 году была обнаружена статуэтка бизона, созданная из кости мамонта, известная как «Зарайский бизончик».
Следующей точкой на карте Зарайска, которую мы посетили, стал историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский Кремль», а затем отправились к Белому колодцу. Сергей Багаев намеревался выкупаться с святой купели, но туда оказалась очередь. Ждать не стали. Решили, по предложению Виктора Несмиянова, ограничиться омовением.
На обратном пути на склоне горы обнаружили следы пребывания коллег: на веточке, торчащей из снега, висел сигарный бант. Не поверите: это был бант «Анатолий Рычков» — сигары, выпущенной, кажется, к шестидесятилетию второго президента Московского сигарного клуба.
После столичного ужина в соседних в Зарайском Луховицах (как предупреждает плакат на трассе Москва-Рязань, в России три столицы: Москва, Рязань и Луховицы), отправились в обратный путь.
Из архива Российского сигарного союза