Донжуанский список Бертольда Брехта

День в истории
14 августа. Из всех наслаждений жизни он выделял три: женщин, театр и сигары. На первое место надо поставить именно женщин, т.к. считается, что донжуанский список Бертольда Брехта (1898-1956) самый большой в мире

14 августа. Из всех наслаждений жизни он выделял три: женщин, театр и сигары. На первое место надо поставить именно женщин, т.к. считается, что донжуанский список Бертольда Брехта (1898-1956) самый большой в мире, по крайней мере, в писательском мире. Число любовниц настолько огромно, что его не принято называть – особенно в мужском обществе (наверное, чтобы не расстраиваться). Некоторые исследователи даже утверждают, что писал не сам Брехт, а писали за него его любовницы.

  Брехт – грандиозная мировая величина, драматург, реформатор театра, режиссер, писатель. И – коммунист. В 1933 году он эмигрирует из фашистской Германии в США. Работает в Голливуде и попадает из-за своей политической ориентации в пренеприятную историю – его и еще девятнадцать режиссеров обвиняют в политической деятельности в пользу коммунистической идеологии. Предписывают прибыть в Вашингтон и дать показания специальной комиссии конгресса. Режиссеры-американцы решают бороться против выдвинутых обвинений. А Брехт, только что бежавший от подобных обвинений в Германии, решает предстать перед комиссией конгресса США и признать свои связи с коммунизмом. На заседание он приходит в строгом костюме (единственный из всех коллег-режиссеров), садится перед конгрессменами и закуривает сигару – тогда еще можно было курить в здании Конгресса США! И, куря сигару, обстоятельно отвечает на вопросы конгрессменов, признавая, что симпатизирует коммунизму, но не является пропагандистом коммунизма. Заседание заканчивается фразой: «вы образцовый свидетель», которую произносит председатель комиссии конгресса, тоже большой любитель сигар. С Брехта снимают подозрения. Его же коллеги вынуждены будут потратить несколько лет на достижение того же результата. А Брехт перебирается в Европу, получает гражданство Австрии, работает в Берлине – в ГДР.

  Если про женщин он говорил, что в любовном сладострастии есть один недостаток – надо делать паузы, то в отношении сигар перерыв не нужен: Брехт постоянно курил.

  В Берлине делегация Московского сигарного клуба оказалась в любимом ресторане Брехта. На стенах висели многочисленные фотографии Брехта с сигарой, но как только мы достали сигары, официантка запротестовала – нельзя, да, она понимает, что это ресторан Брехта, что это не логично, но, увы, теперь курить нельзя. «Пока нельзя», — добавила она и улыбнулась.   

Оцените статью