Караимы и табачная история Санкт-Петербурга

Ремарки
Район Пески - историческое название бывшей Рождественской части в Санкт-Петербурге, которая занимала территорию от Суворовского проспекта и Рождественских улиц (ныне Советских) до Невы, захватывая в себя район Литейного проспекта и Знаменской улицы (ныне Восстания). Название Пески произошло от песчаного берега, намытого рекой Невой

Район Пески — историческое название бывшей Рождественской части в Санкт-Петербурге, которая занимала территорию от Суворовского проспекта и Рождественских улиц (ныне Советских) до Невы, захватывая в себя район Литейного проспекта и Знаменской улицы (ныне Восстания). Название Пески произошло от песчаного берега, намытого рекой Невой. Он был таким высоким, что, несмотря на близость к реке, никогда не затапливался при наводнениях. Этот район имел свою особенность в старом Санкт-Петербурге. В середине XIX в. он считался непрестижным местом, окраиной, где селились люди недостаточного состояния — ремесленники, отставные чиновники, вдовы. На Рождественских улицах было много деревянных домов с палисадниками. Но, с другой стороны, близость к Николаевскому вокзалу и невским пристаням сделало его популярным местом проживания купцов. Самым заметным  из которых был торговец мукой Овсянников, увековечивший свое имя в названии Овсянникова сада. В конце XIX — начале XX века район активно застраивается доходными домами, становится более привлекательным для состоятельных жителей, чему способствовали близость к Таврическому дворцу (Государственной думе), Николаевской академии Главного штаба и к Невскому проспекту. Район обживает интеллигенция — писатели Ф. Соллогуб и В. Гаршин, художник М. Шагал, журналист В.Бонч-Бруевич, будущий балетмейстер Д. Баланчин.

  Этнический состав населения был разнообразным. В районе была расположена греческая церковь Дмитрия Солунского. Можно предположить, что неподалеку селились греки. Здесь много и православных храмов, самый известный из которых церковь Рождества Богородицы. Но недавние краеведческие исследования позволили установить, что в районе Песков  компактно проживали  караимы.

  Караимы — древний народ, прародиной которого является Крым. Ряд исследователей возводят караимов к одному из поколений израильтян, другие — к хазарским племенам, третьи (точка зрения самих караимов) — к татарам, проповедовавшим караизм. От иудаизма эта религия отличается тем, что она признает Ветхий Завет, Талмуд,  но не признает Тору (свод правил еврейского народа). В реальности это народ по быту, языку, обрядам близок к татарам, а по письменности и вере — к евреям.

  Народ очень немногочисленный, замкнуто проживающий в Крыму, на Украине и в Литве. Царское правительство России, убедившееся в  преданности караимов, после завоевания Крыма предоставило им полную свободу вероисповедания и льготы. Караимы, в отличии от евреев, свободно селились в европейской части России, открывали свои производства. В Крыму они занимались табачной промышленностью, имея собственные табачные плантации, а также налаженные связи с турецкими поставщиками. В табачной отрасли Российской империи доля караимов была очень велика.

  Так вот, выяснилось, что в районе Песков на компактной территории насчитывалось несколько табачных караимских производств, владельцы которых жили там же. Можно предположить, что довольно большой процент рабочих и мастеров этих компаний  были тоже караимы. Сама близость производств, расположенных буквально на нескольких улицах, позволяет говорить о некоей караимской составляющей в этом районе.

  В числе первых караимов, поселившихся  здесь, вероятно, был  купец Давид Мангуби. Этому имени мы посвятим первый рассказ — 6 декабря.

 

   См. также продолжение статьи — часть два и три

   Заключительная часть.



   Ольга Федорова,

   главный смотритель музея Смольного, СПб,

   при содействии Михаила А. Борца


Оцените статью