Освобождение центрального парка

Ремарки

   …И убрать отовсюду знаки «курение запрещено». Так постановил Верховный суд Нью-Йорка – в отношении парков и пляжей города. Да, вы снова можете купить шелковистую на ощупь сигару у Шермана...

 

   …И убрать отовсюду знаки «курение запрещено». Так постановил Верховный суд Нью-Йорка – в отношении парков и пляжей города. Да, вы снова можете купить шелковистую на ощупь сигару у Шермана (табачный магазин существует еще с 19-го века), гильотинировать ее кончик на серых теплых камнях Центрального парка, с видом на дом Джона Леннона, и провести приятнейший час в лучшем, наверное, в мире месте для курения сигар. Да и сигарет тоже. И на берегу моря, например – на легендарном Брайтон-биче, в сторонке от толпы (если вы вежливый человек), снова можете курить.
   Кто это сделал: ее зовут Одри Силк, на вид относительно молодая и обаятельная дама, она, представьте, отставной работник нью-йоркской полиции. И поэтому хорошо знает механику местной юстиции. В поданном ею иске она отметила, что городской совет неоднократно – 19 раз – голосовал против запретов на курение на открытом воздухе, конкретно в парках и на пляжах, поэтому главный в США борец с табаком мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг пошел в обход. Запрет был введен офисом парков и рекреации.
   В иске Одри Силк говорится, что исполнительная ветвь власти не имела право вводить запреты без законодательного акта, а уж когда она делает что-то вопреки ранее высказанной воле законодателей, то это против конституции. И суд иск поддержал.
   Тут надо сказать, что Одри – не одиночка, а глава CLASH, что расшифровывается как «граждане, лоббирующие против преследований курящих». В США таких организаций несколько, все претендуют на национальный размах, но за первенство не воюют. И, как видим, иногда побеждают. Вообще, борьба с курящими согражданами в США пошла из Калифорнии, но во множестве штатов, особенно южных, не увидишь бегающих по улицам активисток – обычно страшных женщин неясного возраста, орущих на курящих свое стандартное «вы не даете мне дышать».
   Все это я пишу к тому, что антиамериканизм есть глупость. Когда в стране 316 миллионов человек, вы найдете там повод и для восхищения, и для ужаса, важно не упустить ваш шанс восхититься. Вы найдете там и религиозных сектантов, у которых что-то происходит с приемными детьми. И борцов против курящих, экспортирующих свои методы по всему миру. И полуобразованных идиотов. Но и замечательных ребят, грамотных, думающих, читающих. Это такая страна.
   Насчет думающих и читающих: путешествие по сайтам организаций, борющимся за права курящих, может доставить истинное удовольствие. И это не только Америка, есть еще европейцы, австралийцы и многие другие. Благодаря им мы знаем, что политика запретов пошла от мощного медицинского (прежде всего фармацевтического) международного лобби, что это история с очень многими миллиардами долларов. Только никотинные продукты, якобы заменяющие табак, могут принести в год до 4,6 миллиарда долларов, а это капля в море прочих подобных программ.
   Сейчас в США активисты пытаются вернуться к неудавшейся кампании 2006 года – когда они требовали расследования Конгресса по поводу методов, применяемых медицинским лобби в его антитабачной кампании. Методы – это то, например, какими данными подкрепляется известный доклад Всемирной организации здравоохранения насчет вреда от пассивного курения: откуда факты, как проводились исследования, какие статистические методы использованы. Много интересного тут можно найти, особенно с учетом того, что в рядах защитников курящих немало грамотных медиков.
   Что касается методов, то к таковым отнесем ключевую идею антитабачников, состоящую в том, чтобы запугивать некурящих (все равно же не могут проверить медицинские доклады) и натравливать их на курящих. Все ради блага человека и медицинского лобби в придачу.
   Наша эмиграция в США любит рассказывать, какие тупые американцы. А потом, отведя душу, соотечественники говорят: вы нам не верьте, они вообще-то умные. Так вот, курящих в США все-таки около 70 миллионов человек. Не половина взрослого населения (как в России), но достаточно для серьезных социальных столкновений. Так что нью-йоркский судья знает, что делает, возвращая парки и пляжи всем гражданам.


    Дмитрий Косырев
    (опубликовано в «Новой газете»)

Оцените статью