В дыму отечества

Ремарки

   В музее-заповеднике «Старая Сарепта» прошел первый в истории России национальный сигарный фестиваль. В рамках его программы состоялось открытие сигарной навигации по Волге, а также открытый чемпионат Евразии по медленному курению сигар.

 

   В музее-заповеднике «Старая Сарепта» прошел первый в истории России национальный сигарный фестиваль. В рамках его программы состоялось открытие сигарной навигации по Волге, а также открытый чемпионат Евразии по медленному курению сигар.
    Сарепта – родина сигар
  Сам фестиваль, как заверяют его организаторы, носил сугубо гуманитарный и культурно-просветительский характер.
    – Сигара – всего лишь повод собрать неравнодушных к истории России людей, привлечь внимание к одному из исторических замечательных мест Поволжья – музею-заповеднику «Старая Сарепта», – убеждает корреспондента «МК-В» Андрей Малинин, вице-президент Российского сигарного союза.
   Как ни странно, именно этот человек поднял исторические документы и обозначил место рождения российского табачного производства – нашу Сарепту. Да, именно так: первые сигары России именно отсюда.
   Первое промышленное производство сигар возникло в 1826 году, в Сарепте – просто потому, что потребность в них возникла. Все дело в том, что сигары в Европе, до наполеоновских войн, курили в основном в Испании. Только после того, как французские офицеры захватили Севилью и табачную фабрику, Европа, которая до того момента курила исключительно трубочки, глиняные или пенковые, маленькие или большие, для себя открыла сигары. После наполеоновских войн сигара победно стала шествовать, и гусарские, и прочие полки, вернувшись в Россию после захвата Франции, привезли с собой эту моду. А в Сарепте в те времена в одном из домов квартировал полк с офицерами, время от времени требовавших от местных сарептян «подать сигару!». Выписывать из-за границы сей продукт было очень дорого. Сметливые сарептяне быстро сообразили: это ведь неплохой бизнес. И наладили скрутку сигар.
    А когда сарептяне еще только прибыли на местность, впоследствии названной Старой Сарептой, они захватили с собой и кустарных дел мастеров, которые для собственных нужд здесь выращивали, рубили и шинковали нюхательный и трубочный табачок. По мере того как табак проникал в массы, появилась потребность увеличивать запасы. Знатоки утверждают, что в Сарепте были посадки не только местной махорочки. Дальновидный народ пытался выращивать и виргинские табаки, и даже кубинские сорта.
     Коробки-первооткрыватели
   – У нас сложилась традиция ежегодно открывать сигарную навигацию, – говорит Андрей Малинин. – Раньше мы это делали на Москве-реке, а в нынешнем году решили это сделать здесь, на Волге. Считаем, что Волгоград в целом, и Волга, в частности, этого заслуживают. Сигарная навигация – это старая традиция, корни которой уходят во времена открытия Суэцского канала. Ведь первыми, кто проплыл по нему тогда, были пустые коробки из-под сигар Рамона Аллонеса, знаменитого производителя кубинских сигар, который специально для церемонии их предоставил. Мы решили воспользоваться этим фактом и ввели открытие сигарной навигации. В этом году мы традиционно бросим в воду деревянные коробки из-под сигар Рамона Аллонеса. Но сделаем это нетрадиционно – бросим их в Волгу.
   Что, собственно, и было сделано в рамках фестиваля. С белоснежной яхты, под всеобщие звуки одобрения, две коробки поплыли с неменьшим достоинством, чем когда-то плыли их деревянные собратья по Суэцкому каналу.
    Повод собраться
   Во время фестиваля Волгоград превратился в мекку сигарного союза. К нам приехали «посвященные» из Екатеринбурга, Коломны, Твери, Санкт-Петербурга, Москвы. Но большинство почитателей составили все же волгоградцы. Хотя, по словам знатоков, отличий даже между зарубежными «союзниками» нет.
   – Сигара объединяет людей, – уверяет Андрей Весьмирович. – В Российский сигарный союз входят, как правило, люди неординарные, умные, интересные, глубокие, неравнодушные. Мы легко находим друг друга, где бы ни были.
   Их разговоры, когда они собираются вместе, крутятся вокруг главного интереса: кто что попробовал, есть ли что-то новенькое. Но часто сигара – лишь повод для того, чтобы встретиться и обсудить какие-то насущные проблемы, уладить дела в бизнесе или просто посидеть, поиграть в шахматы. Говоря о предмете своего вожделения, вице-президент Российского сигарного союза сообщает об особенностях этого табачного продукта, в котором заложен некий элемент ограничения:
   – Она требует качественного времени. Поскольку я – человек дела, то у меня, естественно, не так много свободного времени, чтобы получить удовольствие от сигары, – признается табачный гуру. – Поэтому в неделю у меня уходит приблизительно три сигары. На работе курить я не могу – нет времени, дома – близкие запрещают, поэтому это происходит на даче или на таком вот, подобно Сарептскому, фестивале.
Когда-то Андрей Весьмирович курил сигареты, но решил бросить. Почему? Да потому что – гадость.
   – Считаю, что сигареты себя полностью изжили и дискредитировали, – заявляет он и тут же добавляет, – сигара – совсем другой табачный продукт, в том числе и по химическому составу. Их даже невозможно сравнивать. Это все равно, что фаст-фуд и высокая кухня.
   На фестивале присутствовал и представитель одной из местных табачных фабрик, ее генеральный директор Роберт Эдвин Холл, американец, приехавший из Чикаго. И он, между прочим, тоже не курит. Сигареты.
    Активные и богатые
  Исполнительным директором фестиваля в Сарепте являлся Андрей Юматов, председатель Волгоградского отделения Российского сигарного союза, по совместительству – директор ряда волгоградских табачных магазинов. Он «нарисовал» портрет волгоградского курителя сигар. А таковых в нашем городе около 50 человек, причем как мужчин, так и женщин. Как правило, им по 35-40 лет. Все они – активнейшие граждане нашего города. В основном это владельцы бизнеса или топ-менеджеры, влияющие на политику своих компаний. Состоявшиеся, уверенные в себе люди, которые знают, чего они хотят от жизни, и курящие в основном только сигары. Качества человека, предпочитающего эту табачную продукцию, – прежде всего спокойствие, ответственность за свои слова, полная адекватность восприятия окружающего мира и окружающих людей. И, кстати, в Российском сигарном союзе есть и спортсмены, что в общем-то неудивительно, если вспомнить Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне, являвшихся тоже ярыми ее почитателями.
   – Сигара – это коммуникативное средство, а не самоцель, – подтверждает и Андрей Юматов слова большого босса. – Самоцель – это у бедных несчастных курильщиков сигарет, зараженных никотиновой зависимостью: когда заканчивается одна, схватить другую. Вообще сигара несколько особнячком стоит от сигарет. Удивительно, но в последнее время ее даже называют альтернативной табачной продукцией. Потому что рынок наводняют сигареты. И в сознании людей уже заложено единомоментное, быстрое получение удовлетворения, успокоения от курения. Хотя вся борьба с курением – кривая и косая, по моему мнению. У человека должен быть какой-то психологический костыль. Если у него выбьют табак, он найдет другую замену. Что? Какое-то тормозящее средство? Еще неизвестно, где зависимость больше будет, и какие будут последствия. Уже доказано: там, где сокращается потребление сигар, увеличивается потребление марихуаны.
   Знатоки из РСС считают, что у известного киногероя Коломбо это была исключительно имиджевая вещь, потому что, как правило, ее огрызок торчал у него вечно незажженным в уголке рта. А вот другой фильм – «Великий Гэтсби», с Леонардо ди Каприо в главной роли – как раз для истинных любителей.
   – Там показаны золотые 20-е годы – и там столько сигар, да таких роскошных, с бантами… Показано, как люди курят в этой обстановке, – продолжает Андрей Юматов. – Между прочим, сигара курится долго: может, час, а может, и три – в зависимости от ее формата. Ее никогда не «бычкуют», не откладывают на потом – моветон.
    Торопись медленно
   Андрей Юматов вел неторопливую беседу с корреспондентом «МК-В». Он курил сигару за 600 рублей – очень редкую, с выдержанным табаком. Он получал истинное наслаждение не только от вкуса, но еще и от того, что знал историю, откуда она, что ее наполняет.
  – Продукт скручен вручную, – говорит он. – Вообще это просто потрясающе: табачный лист, выращенный на полях крестьянина в Пинар-дель-Рио, провинции Кубы, оказавшийся здесь, в зубах курильщика Волгограда, – представляете, какой она проделала путь…
   Андрей Юматов признался, когда он предпочитает курить, – после тяжелых переговоров. И объяснил почему.
   – Представьте дикую кошку, которая готовится напасть на добычу. Она – сплошная пружина. Все мышцы напряжены. Она подкрадывается, чувствуя на себе огромную ответственность за исход дела. Она должна поймать. Иначе – останется голодной сама и ее детеныши. В ее организме происходит колоссальный выплеск адреналина. От него нужно как-то избавляться. Спортсмены-профессионалы умеют регулировать это состояние. И адреналин нужно стравливать. У кошек эту роль выполняет кончик хвоста. Он подергивается и тем самым животное избавляется от всего этого нервного напряжения. Вот и сигара выполняет ту же функцию кончика хвоста.
   Сигару никогда не курят на остановках, на лестничных клетках, в тамбурах электричек или поездов. Ее никогда не бросают на землю. Для ее курения необходимо соблюдать правила этикета. И если у человека нет возможности – он лучше не будет курить. Сутки, двое. Но он дождется того момента, когда будет и время и место, и компания. Или сделает это без компании, созерцая мир.
   Однако в Сарепте была компания. И поэтому там состоялся чемпионат Евразии по медленному курению сигар. Среди многочисленных правил были, к примеру, такие: «В течение первых пяти минут соревнования участникам запрещается говорить и употреблять любого рода напитки»; «В течение всего соревнования запрещается выпускать сигару из рук»; «После 40 минут соревнования стряхивать пепел разрешается». Люди сидели и медленно курили. И пусть победитель был только один, все участники фестиваля получали удовольствие – от общения.

    «МК-Волгоград»

Оцените статью