Как бы ни были обоснованы меры по борьбе с курением, налицо несправедливая жесткость введенных норм

Ремарки

   Депутаты попросили вернуть во второе чтение законопроект о штрафах за курение в общественных местах. Необходимо усилить наказание за продажу табака детям, считают в комитете по конституционному законодательству и госстроительству.

 

   Депутаты попросили вернуть во второе чтение законопроект о штрафах за курение в общественных местах. Необходимо усилить наказание за продажу табака детям, считают в комитете по конституционному законодательству и госстроительству. Если раньше штрафы за подобное правонарушение составляли до 70 тысяч рублей, то сейчас депутаты предлагают повысить их вдвое. Закон, принятый в июле во втором чтении, также вводил штрафы за курение в общественных местах и демонстрацию курения в фильмах и спектаклях. О том, работает ли он, рассуждает журналист Роман Чуйченко.
   Что общего между Штирлицем, Шерлоком Холмсом, капитаном Врунгелем, Чингачгуком и Бильбо Бэггинсом? Эти культовые персонажи мирового кино перестали соответствовать новым стандартам художественной политкорректности. Они позволяли себе слишком много по нынешним меркам – курили в кадре.
   10 октября в прокат выйдет новый патриотический блокбастер «Сталинград». Это первая крупная премьера, после вступления в июле в силу закона о защите здоровья населения от последствий потребления табака. Мне, некурящему любителю кинематографа, интересно, как в новой интерпретации величайшей битвы решен такой вопрос окопного быта, как курево. Для моего поколения самокрутка – такой же символ победы, как и гвардейский миномет «Катюша», штурмовик Ил-2 или танк Т-34.
   В эпохальной поэме Твардовского «Василий Теркин» махорка появляется в первый раз уже в 33-й строчке. Послевоенный батальный киноэпос невозможно представить без трубки Сталина или американских сигарет Шелленберга. Каждый из нас, уверен, может вспомнить не один десяток фильмов, в которых герои, спасшие Родину, без смущения курили, курили и курили.
   И вот с этого года демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях не допускается. С оговоркой: если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла. Этот нюанс еще более запутывает ситуацию. Возможно, объяснить художественным замыслом демонстрацию на экране мерзкой сигары, когда эсесовец прижигает партизану кожу. Но как смогут режиссеры оправдать в суде замысел демонстрации положительными героями наказуемого законом курения никотина? Это же в чистом виде пропаганда, а такой замысел, мигом превратится в умысел!
   Как бы то ни было, я сегодня схожу в кино и выясню, создал ли Федор Бондарчук новую популяцию некурящих защитников Отечества или наплевал в лицо запретам ради соблюдения исторической правды. Но как бы ни были обоснованы меры по борьбе с курением, налицо несправедливая жесткость введенных норм.
   Неправильно, когда такие песни, как «Давай закурим, товарищ, по одной» или «Вспомним мы пехоту и родную роту» автоматически превращаются, если не в подпольные, то, как минимум, в предосудительные и запрещенные к трансляции по радио.

    Роман Чуйченко,
    корреспондент «Коммерсант ФМ»

Оцените статью