Несколько слов в защиту табака

Ремарки
    У нас был тяжелый год: антитабачная истерия докатилась до России.
   Да, истерия. Свихнувшиеся на здоровом образе жизни, как нью-йоркский мэр, или делающие на этом свою карьеру, как наш Онищенко, давно уж не так заботятся о защите некурящих от табачного дыма и том, чтоб не подавать дурного примера детям...

 

    У нас был тяжелый год: антитабачная истерия докатилась до России.
   Да, истерия. Свихнувшиеся на здоровом образе жизни, как нью-йоркский мэр, или делающие на этом свою карьеру, как наш Онищенко, давно уж не так заботятся о защите некурящих от табачного дыма и том, чтоб не подавать дурного примера детям (на погляд которым теперь и предполагается вытурить из помещений всех курильщиков), как о том, чтобы – по откровенному высказыванию одного из оголтелых – «выдавливать курильщиков из общества, создавать курильщикам немыслимые условия».
   Не станем обсуждать, что некурящие имеют очевидное право на свежий воздух, и тот очевидный факт, что курение, как и многое другое, – выбор взрослых. С этим все согласны. Это записано и в нашей Хартии. Я о другом.
  Довольно прятать стыдливо глаза и уговаривать, что, поскольку нас, таких уродов, половина избирателей, не надо нас слишком уж унижать и лишать человеческих прав. Мы вовсе не уроды.
   Нам пытаются представить курение заурядным пороком, в лучшем случае – омерзительной привычкой, ну, как ногти грызть. Так ли?
   Курение давным-давно стало и является частью цивилизации. И даже создало в ней свою культуру – от обставляющих его красивых пепельниц, портсигаров, трубок и мундштуков до отражения в живописи, литературе, кинематографе.
    Ничего ни удивительного, ни парадоксального в этом факте нет.
   Цивилизация на добрую половину состоит из вещей неполезных и лишних – от кофе, алкоголя, жареного бифштекса, парфюмерии (говорят, нынче собираются запретить «Шанель № 5», нашли в ней какое-то вредное масло) до парапланов и гоночных автомобилей. (Граф Л.Н.Толстой, кто знает, добавил к этому перечню музыку, балет, живопись, поэзию и вообще профессиональное искусство.)
   Собственно, этим-то лишним она, цивилизация, и отличается от первобытного общества, озабоченного исключительно поддержанием жизни: поиском пищи да крова над головой.
   Давайте признаем: табак, едва появившись в Европе, мгновенно завоевал ее не потому что полезен, а потому что добавил жизни людей новой краски и немного радости. И он это по-прежнему делает.
   Сейчас его пытаются вычеркнуть. Даже сделать вид, что его вообще не было: вот-вот начнут выносить из Пушкинского музея и Эрмитажа в запасники всех этих «курильщиков» и «стариков с трубками». Говорят, в Америке нашлись идиоты, избавляющие, по соображениям политкорректности, твеновского «Гекльберри Финна» от плохого слова «негр». Давайте пойдем дальше, и пусть у нас Гек с афро-американцем Джимом на своем плоту не курят кукурузные трубочки, глядя в ночное небо, а пускают из них мыльные пузыри.
   Вообще-то, можно вообразить себе этот идеальный мир. Где пьют только свежевыжатые соки и воду из родника, завтракают снятым молоком с отрубями, обедают исключительно вегетарианскими котлетками из цветной капусты и разве что по большим праздникам позволят себе кусочек говядины, приготовленной на пару. А все остальное время занимаются физическими упражнениями на тренажерах и на свежем воздухе. Наверное, это и есть Рай.
    Мне кажется, все желающие должны иметь право разместиться в таком раю на полном пансионе.
    Но мне, признаюсь, (как и малолетнему курильщику Гекльберри) в нем было б скучновато.
   Я, пожалуй, оставлю за собой чашечку кофе, глоток алкоголя и сигаретный дымок. С ними мне будет повеселей переживать тот грустный факт, что человеческая жизнь полна забот и вдобавок – конечна.
    И таких, как я, было, и есть, и всегда будет – миллионы. Поверьте, не самых глупых из людей.
   Так может, лучше тратить силы и кучу денег не на впаривание плохо исполнимых и дающих мало толку законов и обезображивание сигаретных пачек, а на совершенствование систем вентиляции и разработку медицинских средств, снижающих вред от табака?
   Ведь когда выяснилось, что автомобили гадят в атмосферу и уносят тысячи жизней в катастрофах, от них не отказались, а придумали катализаторы для очистки выхлопа, ремни и подушки безопасности, да и ездят, как ездили. По-прежнему портя воздух, как не испортить и миллионам курильщиков.

    Алексей Алехин,
    поэт, главный редактор журнала «Арион»

Оцените статью