История коктейля

Ремарки

     Первая легенда – самая романтичная, относится к 1770 году:
    В те далекие времена у хозяина бара, расположенного недалеко от Нью-Йорка, пропал любимый петух. Он объявил, что нашедший пропажу женится на его дочери. Спустя некоторое время один армейский офицер принес петуха, который к тому моменту успел потерять свой хвост.

 

     Первая легенда – самая романтичная, относится к 1770 году:
    В те далекие времена у хозяина бара, расположенного недалеко от Нью-Йорка, пропал любимый петух. Он объявил, что нашедший пропажу женится на его дочери. Спустя некоторое время один армейский офицер принес петуха, который к тому моменту успел потерять свой хвост. Владельцу заведения пришлось объявить о предстоящей свадьбе. Его дочь, работавшая в том же баре, от волнения стала смешивать разные напитки, которые тут же начали называть «кок тейл» (cocktail) – петушиный хвост.
    Вторая легенда говорит, что в XV веке во Франции, в провинции Шаранта, уже смешивали вина и спиртные напитки, называя смесь coquetelle (кокьтель). От этого в дальнейшем и произошел сам коктейль.
    Третья легенда повествует о том, что первый коктейль появился в Англии. А само слово «коктейль» заимствовано из лексикона любителей скачек, называвших нечистопородных лошадей (у которых смешанная кровь) кличкой cocktail, из-за их хвостов, торчавших, как у петухов.
    Возможно, это был любимый напиток французских офицеров, который подавали наиболее часто в непосредственной близости от восставших колонистов во время Войны за независимость Америки, которая вскоре привела к созданию южных штатов США.
    Никто не может оспорить тот факт, что свое истинное восхождение на Олимп славы коктейли начали в 20-х годах прошлого столетия в Америке, когда они стали излюбленным, но нелегальным алкогольным напитком сотен тысяч любителей алкоголя, противостоящих жестокому и неумолимому «сухому закону».

     Подайте коктейль

    В 1928 году избранный, но еще не вступивший в должность президента, Герберт Гувер еще мог позволить себе говорить о «сухом законе» как о «великом социальном и экономическом эксперименте с благородными мотивами и далеко идущими целями», но в то же время реальное положение дел само по себе доказывало обратное – «сухой закон» потерпел полное фиаско. Вопреки всем усилиям полиции, таможенных служащих и налоговых чиновников, незаконная торговля спиртными напитками превратилась в разветвленный бизнес, тесно связанный с организованной преступностью. В городах и селах США запрещенные законом питейные заведения, по-английски называемые speakeasy (это название возникло, видимо, благодаря негласному правительственному допущению их существования), становились гораздо популярнее баров и салунов. Коль скоро посетители были завлечены, то качество напитков ничего особенного собой не представляло.
    Желая удовлетворить запросы истосковавшейся по алкоголю нации и увеличить свои доходы, бутлегеры вынуждены были наладить собственное подпольное производство алкогольных напитков, в дополнение к тому огромному количеству выпивки, которое они ввозили в страну из-за границы. В скором времени это привело к тому, что они изготовляли виски, джин и ром отвратительного качества. Одним из самых любимых был джин «Bathtub», то есть «ванна», среди не менее любимых напитков были: «coffinvamish» («лакированный гроб»), «rotgut» («ядовитое пойло») и «moonshine» («мешанина»). Единственным объединявшим их качеством был, как и у неразбавленного спирта, чудовищный вкус. Хуже того, этим напитками можно было просто-напросто отравиться.
    Популярность коктейлей быстро росла в условиях, когда владельцы баров по всей стране пытались найти средства, чтобы сделать то, что они продавали, приятным на вкус. Вскоре они стали «последним криком моды». И искусные бармены, которых в Америке называют специальным словом, подчеркивающим их особенное умение смешивать коктейли, становились живыми легендами благодаря изобретенным ими рецептам коктейлей.
    Из США мода на коктейли распространилась за океан: Лондон, Париж, Ницца, Венеция – чтобы шагать в ногу со временем, там, где основной целью было не отставать от моды, все следовали общей тенденции. Находясь в Нью-Йорке, отведать настоящий коктейль можно было в знаменитом баре «Святой Рэджись». В Лондоне подобными заведениями были «Американский бар» в гостинице «Савой», бар «Риволи» в гостинице «Риц». В Париже, как и в Венеции, любители коктейлей посещали «Харрис бар», причем парижский был одним из любимейших баров Эрнеста Хемингуэя. Не отставал и колониальный Восток: в самом сердце Сингапура находился «Лонг бар» в гостинице «Рэффлс», тот самый, в котором родился бессмертный коктейль «Сингапурский слинг».
    Когда стали популярными коктейль-бары, появилась на свет и быстро стала модной идея «коктейльных вечеринок». Они незамедлительно стали такими же неотъемлемыми атрибутами жизни тогдашней «золотой молодежи», как джаз, чарльстон и роскошные мундштуки. Именно молодежь прежде всех полюбила смешные напитки. Старшее поколение было вполне удовлетворено привычным хересом в качестве традиционного аперитива перед обедом, но зачем обходиться скучным старым хересом, если есть масса невероятных возможностей смешивать, взбалтывать и наливать?
    Недаром это было то самое поколение, что переименовало англо-бурскую войну в «скучную войну» (игра слов «Bore» (бурский) и «bore» (скучный)) и превратило известную строку о «зеленой прекрасной Англии» в «зеленую ужасную Англию» («andpleasant» — «unpleasant»). И для героев пьесы Ноэла Коварда «Личные жизни» Аманды и Элиота было само собой разумеющимся попивать коктейль «Шампань», любуясь медленно заходящим солнцем в фешенебельном Довиле, в то время как в Лондоне герой другого известного произведения, неподражаемый Дживс, смешивал самый сухой из всех «Сухих мартини» — история, к сожалению, не сохранила точный рецепт.

     Известные коктейли

    Можно предположить, что первые коктейли были приготовлены на основе джина, имевшего в то время сильный сладковатый привкус, который было предпочтительнее спрятать в смеси с другими напитками. А первые рецепты коктейлей, сохранившиеся до наших дней, относятся ко второй половине XIX века, например, Martini, Daiquiri и Manhattan.
    Свое настоящее развитие коктейли получили в 1920-1930-х годах, когда были придуманы многие классические коктейли, которые сегодня пользуются большим успехом в барах мира. В Париже появились Bloody Mary и Side Car, в Италии — Americano и Negroni. Коктейли называли American Drinks, поскольку их готовили для американцев, которые искали за границей ощущения, запрещенные в своей стране. Во время «сухого закона» в Соединенных Штатах также скрыто смешивали разные напитки, пытаясь спрятать вкус алкоголя.
   Сегодня мода на коктейли возвращается с новой силой, чему способствует появление новых ликеров, необычных ароматов и экзотических плодов, а также особая атмосфера, свойственная беспокойным временам и смешанным напиткам.
    В парижском заведении Harrys New York Bar утверждают, что многие классические коктейли были созданы именно здесь в первой половине прошлого века. Однако не все с этим согласны, считая, что бар поставил свое имя и на некоторые чужие творения. Точно одно: коктейль White Lady явно был придуман Харри Мак-Элоном, который вначале работал здесь барменом, а позднее стал хозяином заведения. Целая сеть «Харрис баров» была открыта в разных городах мира. Но из них только венецианский Harrys Bar дал рождение долговечным творениям, например, коктейлю Bellini.

     Владислав Серебряков,
     президент Сочинского сигарного клуба,
     специально для Сигарного портала

     См. также текст статьи и фоторепортаж

Оцените статью