Любовь и смерть

Записки афисионадо

«Загадочная история Бенжамина Баттона». США, 2008, 166 мин. По сюжету Скотта Фицджеральда. Режиссёр Дэвид Финчер, сценаристы Эрик Росс, Робин Суикорд, оператор Клаудио Миранда, автор музыки Александр Деспла. В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Джулия Ормонд, Элиас Котеас, Фаун Чамберс, Джаред Харрис, Джейсон Флеминг, Том Эверетт, Джошуа Де Роше.

Человеку свойственно полагать, что представители его вида думали и чувствовали всегда так же, как и мы сегодня. Меж тем, эмоции эволюционировали. Одни и те же слова, например, «любовь», ещё пару-тройку тысяч лет назад значили совсем не то, что мы подразумеваем сегодня. В Ветхом завете Исаак, а за ним и Иаков отправляются за жёнами к своему клану. Тогда человеческое сознание ещё не достигло такого уровня, чтобы юноше могло прийти в голову влюбиться в иноземку. Любовь была чувством, предназначенным исключительно для своих, она обеспечивала выживание рода.
Первым человеком, влюбившимся «с первого взгляда», был Данте. Не только литературным, но и духовным открытием великого флорентийца и лангедокских трубадуров была любовь, не предполагающая обладания. Полтысячелетия назад Данте сотворил Рай ради того, чтобы снова встретиться там с прекрасной душой своей вечной возлюбленной. Именно тогда, в эпоху Возрождения, впервые сложилась концепция любви, для достижения которой необходимо преодолеть ряд испытаний. Любовь стала своего рода посвящением, поднимающим личность на более высокий духовный уровень.
Небольшой рассказ Фицджеральда, написанный в стиле забавного анекдота, стал поводом для подлинного гимна любви в её современном понимании: как главной созидающей и объединяющей силе вселенной. Двигаясь во встречных временных потоках, герои парадоксальным образом не теряют ни капли тех чистых эмоций, которые связали их при первой встрече. Любопытство и симпатия маленькой девочки к необычному старику, страстное влечение молодой красавицы к загадочному другу детства, нежная забота пожилой женщины о грудном ребёнке оказываются проявлениями одного и того же чувства — великой центробежной силы, связывающей каждую отдельную личность со всем миром через привязанность к любимому. Такая любовь, как и роман Ромео и Джульетты, подрывает социальные устои, являясь открытым вызовом обществу, она ставит человека выше необходимости слепо следовать заведённым порядкам и позволяет ему стать самоценной личностью.
Виртуозные технические средства, безупречно «омолодившие» и «состарившие» Брэда Питта и Кейт Бланшетт, не вводят нас в заблуждение относительно жанра фильма. Именно исключительная неправдоподобность рассказанной истории позволяют нам воспринять её как притчу о той главной составляющей любви, которая не нуждается ни в малейшей отдаче, являясь строгим вектором. Ничего удивительного нет в нашей любви к родителям, дедушкам и бабушкам, сексуальным партнёрам и детям, только нам представляется, что всё это — совершенно разные чувства, лишь по какой-то странной небрежности языка носящие одно и то же название. Фильм же утверждает, что сущность любви не меняется в зависимости от того, на кого она направлена. В наш холодный век тотальной утраты личных связей, повальных разводов, отчуждения между поколениями авторы фильма осмелились создать потрясающее поэтическое произведение, воспевающее любовь, как единственную силу, способную вывести человека за пределы собственной обособленности и ощутить себя частью мира. Взаимное чувство становится главным стержнем жизни Бенжамина и Дейзи. Даже своенравное время, заставляющее Бенжамина жить «вспять» и лишь на короткий миг позволившее героям стать ровесниками, не в состоянии воспрепятствовать их любви.
Рождение неизменно воспринимается нами как событие радостное, и мы, как правило, не задумываемся над тем, что, родившись, человек всю жизнь двигается только к немощности, старости и смерти. Но, оказывается, и возвратное движение не избавляет человека от скорби. Абсурдность рождения

http://www.youtube.com/v/du8xscLPkn0&hl=ru&fs=1&» width=»560″ height=»340″ scale=»ShowAll» loop=»loop» menu=»menu» wmode=»Window» quality=»1″ type=»application/x-shockwave-flash»>

старика и смерти младенца доводят идею безысходности существования до невыносимой остроты. Но при этом пронзительно грустный финал, в котором рождение оборачивается смертью, звучит одновременно как торжество любви. Щемящая тоска неизбежной разлуки подчёркнута в фильме исключительным внешним сходством героев в период, когда они ненадолго сравниваются в возрасте. То, что они являются половинками единой личности, необычайно точно передано в рекламном плакате фильма и оформлении диска.
Странность сюжета обнажает горечь утраты, неизменно сопровождающую любовь: наши дети взрослеют, родители умирают, любимые стареют. Не успеваем мы оглянуться, а объекты нашей привязанности уже неузнаваемо изменились или вовсе покинули нас, и мы чувствуем себя обманутыми, не в состоянии снова увидеть малыша в своём 20-летнем сыне или пылкую любовницу в пожилой супруге. Герои фильма парадоксальным образом не утрачивают способности узнавать друг друга в обличьях, которые надевает на них причудливо протекающее время. Когда-то это называлось родством душ.
Словом «любовь», заканчивается «Божественная комедия» Данте — одно из самых сложных и таинственных произведений мировой литературы. Речь тут, конечно, не о сексуальной любви или любом другом варианте человеческой привязанности. Как и Данте, создатели «Загадочной истории…» говорят с нами о великой мистической роли любви, возвысившейся от примитивной функции продолжения рода и ставшей тайным языком диалога человека с мирозданием. О любви, как единственной силе, способной противостоять смерти.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью