Куба. Робайна

Записки афисионадо

Я у Дона Алехандро Робайна. В его доме, в его семье меня уже давно считают «русской дочкой». Кубинцы умеют открывать свои сердца тем, кого любят. В этом они очень похожи на русских. Я приезжаю в дом Робайны, как в свой дом.

Семья Робайна — испанские эмигранты. В 1845 году они основали ферму в провинции Пинар дель Рио. Сегодня у семьи Робайна 54 гектара земли. Большая часть — под рисом, бобами и кукурузой. Под табаком — 17 гектар. И эти 17 га дают лучший в мире покровный лист. Не всегда здесь выращивали именно покровник. Сначала это был tabaco del sol — тот табак, который выращивается под открытом солнцем, без тента и идет в начинку и на подлист. Дед Алехандро Рабайны попробовал вырастить покровный лист, и результат оказался превосходным.

В 1945-60 годы весь урожай Робайны закупался США. Весь, без остатка. После революции 1959 года земли были национализированы. Затем собственность Робайны была восстановлена. Сейчас весь урожай закупается государством и идет на самые лучшие сигарные фабрики Кубы (El Laguito, Partagas), на самые лучшие сигары. Часть табака Робайна имеет право использовать для собственных нужд — отсюда «домашние робайны», которые в мире почитателей сигар имеют необыкновенную ценность, — их можно получить только непосредственно на ферме.

Робайна — трудяга. В обычной жизни это не столь заметно — все мы работаем. Но в момент, когда выпадают испытания, оказывается, что кто-то работает больше и талантливее. Так, в 1979 году кубинские табачные плантации поразила эпидемия «голубой плесени». Поразила плантации всей Кубы. Кроме плантаций Робайны. Не потому, что Бог отвел. Робайна каждый табачный стебель обработал каким-то раствором. И табак выжил.

Говорят, что у него много секретов. Это не правда. Его секреты — постоянная работа. Есть, конечно, какие-то хитрости, но они известны всем, кто любит свою работу, кто живет не по инструкции. Например, Робайна знает, что табак, снятый при убывающей луне, содержит в листе меньше влаги, а значит быстрее проходит сушку и качественнее получается ферментация. Робайна никогда не использует тракторы для вспашки земли. Плодородный слой на его плантациях 25 см. — тракторный плуг перевернет пласты. У Робайны пашут на волах.

Хороший год дает 32 процента покровного листа (от общего объема табачных листьев). У Робайны был год, когда он получил 92 процента. В 2007 — 36%, 2008 — 45%. 2009 оказался очень сложным — Венесуэла поставили удобрения плохого качества. В этом году на плантациях Робайны ожидают хороший урожай. Робайна сказал: «Этот год даст крепкий табак».

Из 18 типов табачных семян Робайна использует только четыре. Три — Habano-2000 (вегетационный период 60-70 дней), Criolio-98 (80-85 дней) и Corojo-99 (80-90 дней) — идут и на начинку и на покров. Четвертый — Habano-92 (90 дней) — только для начинки. Робайна любит Criolio-98.

Покровник требует не только особой погоды (отсутствие ветра), не только особых устройств (тенты), но и большего числа рабочих рук. Например, чтобы получить покровник, нужно выполнить 320 различных операций. Для начиночного табака — 122. Плантации покровника требуют 90 работников, обычного табака — 35.

Робайне 91 год. Он болен. Он знает, что скоро умрет. Он знает, что и без него будет весна и лето, и осень, когда надо будет сажать табак. А потом его убирать. А потом опять сажать. Он все сделал по-крестьянски правильно. В семье Робайны уже новый глава: внук Ирочи Робайна. Ему сейчас 33 года. Он уже знает, что он старший, что ему отвечать за дело, начатое в 1845 году.



Ольга Михайлова,

специально для Сигарного портала

Оцените статью