Бога зовут Ка-Пэкс

Записки афисионадо

«Планета Ка-Пэкс», США — Германия, 2001, 118 мин. Режиссёр Иен Софтли, автор сюжета Джин Брюэр, сценарист Чарльз Левитт, оператор Джон Мэтисон, автор музыки Эдвард Шермур. В ролях: Кевин Спейси, Джефф Бриджес, Мэри Маккормак, Альфри Вудард, Дэвид Патрик Келли, Питер Герети.





В последнее время ангелам небесным стало сподручнее являться на грешную Землю в обличии инопланетян. В «Солярисе» Андрея Тарковского доктор Сарториус произносит бессмертную фразу: «Человеку не нужны другие миры! Человеку нужно зеркало!» На протяжении тысячелетий таким зеркалом для человечества была идея Бога. Научный прогресс подкосил доверие большинства цивилизованных людей к недоказуемым объектам сознания, но потребность в диалоге с иными планами реальности никуда не делась, поскольку по самой своей природе человек — существо диалогическое, нуждающееся в инструменте самоосмысления. Давно замечено, что фантастика оформляется как полноценный жанр именно в период начала кризиса религии.

Подобно Святому Духу, бестелесный инопланетянин Прот вселяется в тело человека и пытается напомнить заблудшему населению нашей планеты элементарные нравственные истины, те самые, которым от начала мира учили все без исключения великие праведники. И, как все Спасители человечества, Прот оказывается среди самых несчастных — в доме скорби, потому что и его самого, согласно неумолимой человеческой традиции, принимают за умалишённого. Ведь кто же в ясном уме и твёрдой памяти посмел бы утверждать, что каждый человек самостоятельно, безо всякой системы государственного подавления, способен отличить добро от зла и что каждый больной может исцелить себя сам?!

Мир планеты Ка-Пэкс в рассказах Прота неотличим от рая в изложении любой религии: там царит справедливость и взаимная забота граждан, не омрачённая неприятностями земного брака; там никто не болеет, потому что все сами умеют себя лечить; там преодолены соблазны плоти и достигнут высочайший технический уровень. Конечно же, пришелец оттуда не может быть никем иным, как настоящим ангелом, прибывшим на Землю, повинуясь неосознанному зову страдальца. Просто назван он иначе, но его мягкая, полная нечеловеческой мудрости, снисходительная улыбка позволяет нам истолковать его истинную сущность в соответствии с собственными представлениями о духовных иерархиях.

Отворяя двери в неизвестное, Прот сеет в душах людей зёрна самосозидания. Обитатели клиники не являются больными в точном смысле слова. У них просто недостало сил справиться с жизненной задачей. Мечта о прекрасном мире планеты Ка-Пэкс поднимает горизонт их сознания и излечивает от безысходности. Урок Прота позволяет людям преодолеть круговорот естественного сцепления причин, результатом которого стала невозможность функционирования в социуме, и воссоздать свою человеческую сущность, состоящую в вечном стремлении к совершенному. Прот напоминает, что кроме реального мира, в котором можно не преуспеть, разориться, потерять близких, есть ещё сфера идеального, обладающего свойством активного влияния на, казалось бы, независимый от человека материальный мир. Явление Прота народу становится неким феноменологическим сдвигом, активизирующим творческую инициативу и ответственность людей за собственную судьбу. Ушедшие в скорлупу своих психических отклонений пациенты вдруг осознают, что их болезни были лишь забвением необходимости ежесекундно становиться человеком, не терять в себе ощущения пути.

До самого конца авторы фильма не дают нам возможности придти к однозначному мнению — является ли загадочный незнакомец пришельцем или сдвинувшимся на почве личной трагедии Робертом Портером. Ведь безоговорочно верят ему только сумасшедшие, и лишь необъяснимость бесследного исчезновения одной из пациенток заставляет нас, вместе с доктором Марком Пауэлом, допустить возможность того, что Прот говорит правду. Зрителю предлагается принять собственное решение относительно множества разбросанных по фильму намёков. Например, огрызок карандаша Прота, на котором ясно читаются первые буквы слова «спаситель». Или кадр, где лицо доктора и его пациента сливаются в зеркальном отражении, образуя единое целое.

Ироничное исполнение главной роли неподражаемым Кевином Спейси позволяет нам воспринять заложенное в фильме послание вне зависимости от наших религиозных убеждений. Даже принципиальный материалист и атеист, считающий Прота продуктом раздвоения личности несчастного Роберта Портера, который подсознательно отказывается принять гибель своей семьи, не сможет отрицать — странные терапевтические методы пришельца приносят вполне реальную помощь пациентам клиники: все они впоследствии освобождаются от своих навязчивых идей, от которых их не в силах вылечить ни лекарства, ни доктора.

Создал ли Прот Синюю птицу, которую увидели в обычной голубой сойке пациенты клиники, или она стала плодом визуализации одного из больных, убедившего остальных, что её появление носит сверхъестественный характер? Строго говоря, не принципиально, каким именно образом каждый ответит на этот вопрос. Важно, что общение с таинственным пришельцем становится для многих глубоким духовным опытом, способным подвигнуть их на переосмысление всей жизни. Подобно Маленькому Принцу из притчи Экзюпери, Прот приносит на Землю всю наивную мудрость небесного создания.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью