Крадущийся тигр, затаившийся дракон

Гостиная

   В этой рубрике должны публиковаться экспертные мнения по актуальным темам за прошедшую неделю. Открывая рубрику, я решил отступить от заданного фарватера, и на это у меня была веская причина. Мой одноклубник, Иван Гаврилов, вернувшись с Доминиканского сигарного фестиваля, вручил мне много сувениров, в числе которых оказался странный, непрезентабельного вида диск, с иероглифами на обложке. Вставив его в ноутбук, я получил основную тему для размышлений на текущую неделю.

 

   В этой рубрике должны публиковаться экспертные мнения по актуальным темам за прошедшую неделю. Открывая рубрику, я решил отступить от заданного фарватера, и на это у меня была веская причина. Мой одноклубник, Иван Гаврилов, вернувшись с Доминиканского сигарного фестиваля, вручил мне много сувениров, в числе которых оказался странный, непрезентабельного вида диск, с иероглифами на обложке. Вставив его в ноутбук, я получил основную тему для размышлений на текущую неделю.
 
   В моем детстве к Китаю было позитивное отношение. Китайские товары попадали в СССР довольно регулярно и считались более качественными, чем отечественные. В домашней прихожей на вешалке висел китайский макинтош фабрики «Дружба». Этикетка была выполнена на русском, без ошибок, и по качеству напоминала труднодоступные в те годы югославские и гэдээровские изделия.  А кеды, кеды помните?
  В середине 90-х, в страну хлынул поток некачественных китайских товаров: желто-зеленые двухсторонние пуховики со сваливающимся вниз пухом, кроссовки Abibas, вместо Adidas, техника Pawasonic , вместо Panosonic и многие другие несуразные изделия, изменившие в России потребительское отношение к китайским товарам.
   С тех пор прошло лет двадцать, и китайские производители заполонили всю планету своими товарами. Качество осталось разным – от премиального до посредственного. Сохранились и явные подделки, до сих пор подпитывающие негативный имидж Китая-производителя. С другой стороны, осознание того, что айфоны и макбуки, сони и панасоники, те же адидасы, да и другие товары по факту производятся в Китае, не вызывая нареканий по качеству, меняет отношение современных потребителей к этой стране.
   Давно не новость, что Китай стремится лидировать во всех сферах производства. Не новость и то, что китайцы занялись производством сигар у себя на родине. Пока они увлечены внутренним рынком, но нужно помнить, что Китай огромный потребитель, и это дает серьезные перспективы для развития любого производства, и сигар в частности.
   Взять хотя бы ненавистные сигареты – Китай крупнейший производитель сигаретного табака в мире и крупнейший потребитель сигарет. Наш Минздрав обычно забывает об этом, жонглируя российской и мировой статистикой, но это факт.
   В последние годы Китай демонстрирует существенный рост потребления товаров лакшери-сегмента. Это касается и автомобилей, и электронных гаджетов, и швейцарских часов. Производители элитного алкоголя давно переориентировались на китайцев – для французских  коньячных домов и шотландских вискикурен Поднебесная — лакомый кусок, ключевой рынок сбыта.
   Китайская табачная статистика красноречива: рост местного рынка сигар в период с 2005 по 2012 годы составил 820%. В стране 400 000 000 курильщиков! По мнению китайских аналитиков, рынок сигар растет очень быстро и к 2015 году прогнозируется, что 10% всех курильщиков переориентируется на потребление сигар, а это 40 миллионов человек! По статистике 2012 года, 65% всех потребителей сигар являются курильщиками сигарет, оставшиеся 35% составляют те, кто ни когда не курил сигареты, либо бросил курить в последние пять лет.
   Табачная индустрия в Китае монополизирована государством, поэтому число игроков и марок ограниченно. По сути, рынок открыт только для избранных, в числе которых местные производители, Habanos s.a. с долей 79%, а так же американский Altadis и Davidoff. Самая популярная марка.. как думаете? Да, это Cohiba – она лидирует по объему продаж.
   На этом фоне появление сигарного производства выглядит вполне логичным и обоснованным. Сейчас в Китае четыре сигарных фабрики, ключевая из которых «Greatwall Cigar Factory», начавшая работу в 2007 году. Она выпускает три основные марки: Greatwall, Shipai и Gongzi, ориентированные на разные сегменты рынка. От ароматизированной «машинки» до лонгфиллера ручной скрутки.  
    Небольшой исторический экскурс
   Китайская история гласит, что с конца XVII века табак начали выращивать в провинции Сычуань. Согласно летописям, на западе страны было местечко Шифанг, которое получило известность, как «родина табака, вяленного на солнце». Здешний табак считался драгоценной данью династиям Минь и Цинь. Еще в 1918 году, в Сычуань была создана первая сигарная фабрика, способная производить 2 миллиона сигар в день. С тех пор началось промышленное производство сигар в Китае. В 1964 году фабрика начала выпуск высококлассных сигар для высшего китайского руководства и тем самым получила всенародную известность и славу. Ныне, это фабрика Greatwall.

   В наши дни принято считать, что Китай занял место России в отношениях с Кубой. И кубинцы платят, чем могут, в данном случае, своими знаниями и технологиями в сигарном деле. Среди российских афисионадо сформировалось устойчивое мнение, что Куба экспортирует часть своего табака в Китай, и, возможно, это так. Однако китайцы продолжают выращивать собственные табаки и сотрудничать с центрально-американскими странами в вопросах экспорта табака, а так же технологий его выращивания, обработки и маркетинга. К примеру, фабрика Greatwall официально сотрудничает с американским Altadis и голландским производителем машинных сигар Royal Agio.
   В вопросах культуры и продвижения Китай, как и всегда, копирует международный опыт, и делает это с успехом. В период с 2005 по 2010 год Ли Ван основала.. да, основаЛА (это женщина!) группу Cigar Ambassador, включающую первый и единственный одноименный журнал о сигарах в Китае, эвент-агентство, сигарную школу, шесть одноименных магазинов-клубов в Шанхае и Пекине с пятью тысячами членов.
   К концу 2012 года тираж издания достиг отметки в 50 000 экземпляров, а количество постоянных членов клуба «Cigar Ambassador» превысило 30 000 человек. В структуру группы вошли торговая компания, Китайская ассоциация продавцов сигар, всевозможные отраслевые консалтинговые агентства и даже дизайн-бюро по оформлению сигарных лаунжей!
   Логичным развитием этой империи стал первый Китайский сигарный фестиваль – China Cigar Dragon Festival, прошедший в октябре 2012 года в Шанхайском отеле Gran Melia. Промо-ролик этого фестиваля и попал ко мне в руки, длинным путем через Доминикану!
    Программа фестиваля включала:
    — Welcome Party на 33 этаже отеля Hyatt Bund, в баре Vue;
   — Конференция «Международный рынок сигар» с участием экспертов из США, Канады, Испании, Германии и Доминиканской Республики, в отеле Gran Melia;
    — Семинар «Влияние на вкус сигары», в отеле Gran Melia, провел Didier Houvenagel;
    — Мастер-класс по скрутке сигар провели торседоры фабрики Greatwall;
    — Слепая дегустация сигар;
    — Речной круиз «Ночь Большого Дыма» (Big Smoke on Pujiang River Cruise);
    — Приветственный ужин с дегустацией лучших сигар от Greatwall;
    — Семинар «Китайское чайное искусство и сигарная дегустация»;
   — Торговый форум «Табачные технологии в Китае и Латинской Америки» с участием Jose Seijas (Tabacalera de Garcia), Guillermo Roco, Wu Gang (Chuanyu Industrial), Didier Houvenagel (Nicarao), Liu Y1-Bing (Greatwall), а так же экспертов из Китая, Доминиканской Республики, Никарагуа, Гондураса и Кубы – всего более 100 человек;
    — Посещение плантаций табака в Шифанге.
   Обширная, насыщенная программа, много гостей из разных стран – обычное явление для подобных мероприятий. Уникальность китайского фестиваля в том, что он объединяет специалистов из всех основных сигарных стран. В этом качестве фестиваль не имеет аналогов и вызывает огромный интерес.
    Можно ли подвести итог?
   Наверное, но он будет промежуточным. Китай еще не гремит, не идет, но уже крадется на мировой рынок сигар. Да, их сигары пока вызывают ухмылку, их сигарный журнал не только логотипом, но и аббревиатурой смахивает на одно всем известное американское издание, они провели всего один фестиваль, о котором мы узнаём спустя почти полгода, но уже сейчас понятно, что Китай готов к борьбе за место на сигарном рынке. Дайте время!
 
   p.s. Угроза отмены американского эмбарго на импорт кубинских сигар, и возможные перебои с их поставками на европейский рынок, горячо обсуждаемые на всех сигарных форумах, кажутся не такой уж большой проблемой на фоне растущего потребления в Китае.
 
    Дмитрий Шлаен,
    президент Уральского сигарного клуба,
    специально для Cigarinfo

Оцените статью