Первая в России

Новости
Указ о строительстве железной дороги подписал в этот день (1838 г.) Николай Первый. Знаете, кто был против? Лейб-медики. Они утверждали, что сумасшедше высокая скорость движения – 30 км в час - может привести к безумию. Вернее, не столько сама скорость, сколько мелькание деревьев.
Указ о строительстве железной дороги подписал в этот день (1838 г.) Николай Первый. Знаете, кто был против? Лейб-медики. Они утверждали, что сумасшедше высокая скорость движения – 30 км в час — может привести к безумию. Вернее, не столько сама скорость, сколько мелькание деревьев.
  Выход нашли: повелено было вдоль железного пути возвести деревянные заборы.
  Царскосельская жд, связавшая СПб и летние загородные резиденции императорской фамилии, была первой в России и шестой в мире. На сегодняшний взгляд, в ней много забавного. Шесть дней в неделю  составы тянули лошади, а в воскресение – паровозы. Сами составы назывались обозами (крестьянская Россия!), а каждый паровоз имел собственное имя – Слон, Орел, Лев, Проворный. Вокзалы становились местами гуляний и концертов (отсюда и название – воксал), в том числе и первых музыкантов мира – например, король вальсов Иоганн Штраус-сын играл на Павловском воксале. Нынешние СВ-купе-плацкарты-общие в то время имели свои, более понятные современникам, названия, но в тех же четырех классах: берлины (самые комфортабельные, крытые с мягкими сиденьями для восьми пассажиров), дилижансы (также крытые, на 10 чел.), линейки-шарабаны – с навесами, а площадки без крыши назывались ваггоны, они-то и дали название современным вагонам (побеждает простое!).
  На первой жд произошла и первая же в России жд-катастрофа. Дорога была односторонней, для разъезда встречных обозов был обустроен специальный участок. Именно этот участок и проскочил машинист и на всех 30-километрах/час врезался во встречного Слона или Проворного. Машинист был пьян (наберите в поисковике эту фразу – «Машинист был пьян» — и убедитесь в ее бессмертности).
  На воксалах предусматривались места для курения. Сам император Николай Первый не курил, но терпимо относился к сигарам. Стоимость проезда в берлинах составляла 2,5 рубля. На эти деньги можно было купить корову или примерно 20 сигар. Странно, но это соотношение – сигара/корова – за 140 лет не изменилось. Я специально уточнил у Влада Береснева, руководителя Томского отделения Российского сигарного союза – он же и животновод, владелец стада в 200 голов, и председатель Томской областной фермерской ассоциации. Влад подтвердил: двадцать сигар по-прежнему равны стоимости коровы. Стабильность, однако: коровы, сигары, ну и машинисты.
   Андрей Лоскутов
Оцените статью