«Жуковский табак». Табачный фабрикант Василий Григорьевич Жуков

Ремарки
В опубликованной на Сигарном портале «Сказке о том, как солдат на том свете добыл табаку и водки» есть упоминание о табаке Жукова: «…опохмелился, взял Жуковскаго табаку и расхаживает по аду...» За разъяснением, что же такое табак Жукова, мы обратились к известному сигарному археологу Михаилу А. Борцу, СПб.

В опубликованной на Сигарном портале «Сказке о том, как солдат на том свете добыл табаку и водки» есть упоминание о табаке Жукова: «…опохмелился, взял Жуковскаго табаку и расхаживает по аду…» За разъяснением, что же такое табак Жукова, мы обратились к известному сигарному археологу Михаилу А. Борцу, СПб.



  Одним из самых известных фабрикантов табака в России первой трети XIX века был Василий Жуков. Его мануфактура находилась на набережной Фонтанки, в доме 74. Проживал он там же с супругой, с сыновьями-невестками-внуками.

  Одни источники описывают Василия Жукова, как выходца из низов, чернорабочего Мариинского театра, которому поначалу офицеры поручали покупку табаку, а спустя время – испробовав его личные смеси – сложились капиталом, чтоб он мог открыть предприятие…

  Другие источники говорят, что к 1830 годам в статусе купца Первой гильдии он владеет бумагопрядильным и писчебумажным производством в Стрельне, а также табачной фабрикой.

  В.Г. Жуков являлся председателем Петербургского биржевого комитета в 1839-1842, дважды городским головой — 1839-42 и 1846-1851, членом Коммерции Совета при Департаменте мануфактур и внутренней торговли с 1849, членом Совета Государственных кредитных установлений в 1850-64, выборным от Петербургского купеческого сословия с 1865.

  Фабрика Жукова была передовым предприятием для своего времени. Историк Джервис цитирует докладную записку фабриканта управляющему Департаментом мануфактур. Из нее мы узнаем, что весь процесс производства был разделен на 14 операций. Мальчики и женщины под надзором опытного мастера занимаются непрерывно разборкой табачных листьев по сортам предполагаемого к выделке табаку. Одни рабочие мочат и варят американские табачные стебельки. Другие пластят эти стебельки между цилиндрами. Третьи занимаются резкой этих стебельков на ручных крошильных станках (машинах). Четвертые режут листы на машинах, подобных предыдущим. Пятые просушивают нарезанный табак и стебельки на печи особого устройства. Шестые, большей частью под наблюдением самого Жукова, мешают табак, «окончательно приводя его в сорты». Седьмые режут и мочат бумагу. Восьмые на трех типографских станках печатают фирмы (этикетки). Девятые, тоже мальчики, складывают бумагу, подготавливая ее к обертке. Десятые наверстывают бумагу на жестяные упаковки, клеят нижнюю этикетку и передают их набивальщикам.  Одиннадцатые набивают упаковку и запечатывают их сверху. Двенадцатые прикладывают сбоку каждой упаковки именную сургучную печать Жукова, причем одни намазывают сургуч, другие кладут печать. Тринадцатые погружают упаковки (картузы) для отправления в деревянные ящики и ставят на них клеймо. Четырнадцатые обивают эти ящики рогожей.

  При сем разделении работ каждый отдел имеет своего мастера, который отмечает мелом на особой черной дощечке количество проделанной работы.

  Во время производства работы старший, прохаживаясь по всей фабрике, находится на ней безотлучно, наблюдая, чтобы работы не останавливались без основательной причины, и следя за порядком.

  Таким образом, мы видим, что фабрика Жукова была типичным мануфактурным производством. В то время как производства в Киеве, Одессе, Херсоне и Крыму скорее опирались на труд домашних рабочих.

  Джервис пишет, что и другие фабрики пользовались общероссийской известностью в первой половине XIX века – как то фабрика Криона в Одессе, фабрики Зайцева и Миллера в Петербурге, Герзона в Бердичеве. Но особо отмечает известность фабрики Жукова!

  Именно табак Жукова упоминали в мемуарах, именно табаком Жукова гордились, когда угощали товарища, именно его пытались подделать!

  В Порхове за дела благотворительные Василий Жуков удостоился звания почетного гражданина и БЮСТА!

   Михаил А. Борец,

   табачный археолог,

   специально для Сигарного портала



  (1) М.Н. Барышников. Деловой Мир России. Logos. Спб. 1998 стр. 284

  (2) М.Н. Барышников. Деловой Мир Санкт-Петербурга. Logos. Спб. Стр. 186

  (3) М.В. Джервис. Русская табачная фабрика в XVIII и XIX веках.стр. 9-10

Оцените статью