МиГ-21. Часть II

Записки афисионадо

Алексей Апальков, ведущий рубрики «Вы в каком полку служили?»: С февраля 1966 года основными противниками F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 (часть из них — чехословацкого производства) и МиГ-21ПФ-В (вариант всепогодного, то есть снабженного радиолокационным прицелом МиГ-21ПФ в «тропическом» исполнении), также как и американские самолеты, оснащены ракетным оружием — УР Р-Зс с ТГС или блоками с 55-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-5. Командование ВВС и ВМС США продолжало возлагать большие надежды на F-4, считая, что мощное вооружение, совершенная бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики в сочетании с новыми тактическими приемами обеспечат «Фантомам» превосходство над самолетами противника. Но при столкновениях с более легкими МиГ-21 F-4 начали терпеть поражение за поражением.

С мая по декабрь 1966 года в воздушных боях США потеряли 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. Сказались большая нагрузка на крыло и несколько меньшие (особенно на средних высотах) угловые скорости разворотов американских истребителей (американцы впоследствии признали, что «Фантом» в целом уступает МиГу на виражах), ограничения по эксплуатационной перегрузке (6,0 против 8,0 у МиГ-21ПФ) и допустимым углам атаки, а также худшая управляемость американской машины. Не обладал F-4 и преимуществом по тяговооруженности: при нормальной взлетной массе она составляла 0,74 у F-4B, а у МиГ-21ПФ — 0,79.

К недостаткам «Фантома» в первую очередь надо отнести неудовлетворительные штопорные характеристики. Существовала возможность попадания в плоский штопор, выйти из которого летчику средней квалификации практически не удавалось. Сообщалось, что лишь до 1971 года из-за попадания в штопор было потеряно 79 «Фантомов». Бортовая РЛС американского истребителя, хотя и обладала большой дальностью обнаружения и захвата, но имела относительно низкую помехозащищенность. Кабины летчика и оператора были перенасыщены многочисленными приборами и переключателями. К достоинствам же «Фантома», проявившимся во Вьетнаме, надо отнести несколько лучшие разгонные характеристики (F-4E разгонялся со скорости от 600 до 1100 км/ч за 20 с, а МиГ-21ПФ — за 27 секунд), более высокую скороподъемность, лучший обзор из кабины, наличие второго члена экипажа, который следил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со стороны задней полусферы.

Недостатки МиГ-21: малая дальность радиолокационного прицела (не более 10-12 км по целям типа истребитель), большое время полного цикла обзора БРЛС, плохо воспринимающаяся отметка цели на индикаторе в кабине, недостаточный обзор из кабины. Для переключения вариантов вооружения летчик должен был снимать одну из рук с рычагов управления самолетом. Двигатель истребителя в отдельных режимах работы сильно дымил, что демаскировало самолет (при ясной погоде МиГ-21 можно было обнаружить на дальности до 30 км).

Первый бой с участием МиГ-21 произошел во Вьетнаме 23 апреля 1966 года и закончился безрезультатно. А 26 апреля «Фантомам» удалось сбить первый МиГ-21, открыв счет в поединке этих истребителей, продолжавшемся на фронтах многих локальных войн на протяжении более чем двух десятилетий.

Появление новых МиГов заставило американское командование шире привлекать «Фантомы» для сопровождения ударных самолетов, отказавшись от оснащения эскортных F-4 бомбовым вооружением.

МиГ-21 обычно атаковали противника на сверхзвуковой скорости, выполняя ракетный пуск из задней полусферы и быстро отрываясь от возможного преследования. Такой тактике, требовавшей высокой подготовки летчиков и офицеров наведения наземного командного пункта, американцам трудно было что-либо противопоставить. Начали практиковаться также и совместные действия «двадцать первых» с МиГ-17, вытеснявшими противника с малых высот на средние, где его атаковали МиГ-21.

В 1967 году американцы сумели несколько повысить пилотажную и тактическую подготовку своих летчиков-истребителей. В боевые эскадрильи ВВС начали поступать новые самолеты F-4D, модернизированные с учетом военного опыта. Пятого июня истребитель F-4D открыл боевой счет самолетов этой модификации, сбив над Ханоем МиГ-17. Качественное усиление американской истребительной авиации привело к тому, что за первое полугодие 1967 года в ходе воздушных боев авиации ДРВ удалось сбить лишь 15 самолетов США. Но в дальнейшем вьетнамские истребители вновь увеличили свою эффективность (сказался приобретенный боевой опыт, а также переход на новые и модернизированные типы машин — МиГ-21ПФ и МиГ-17Ф с управляемыми ракетами Р-Зс). В первое полугодие 1968-го в 40 боях вьетнамцам удалось уничтожить 25 самолетов противника. Всего на первом этапе воздушной войны (с апреля 1965 года по ноябрь 1968 года) над Вьетнамом было проведено 268 боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В 46 схватках потери составили — 27 F-4 и 20 МиГ-21.

В мае 1968 года начались вьетнамо-американские переговоры в Париже, в результате которых прекратилось бомбардирование ДРВ с 1 ноября 1968 года. В небе Вьетнама установилось относительное затишье, военные действия переместились в джунгли юга. С декабря 1968-го по апрель 1972-го произошло всего пять боев над приграничными районами ДРВ и Южного Вьетнама, в том числе четыре — в 1971-м (сбито по одному истребителю F-4 и МиГ-17, а также американский самолет передового авианаведения OV-10A «Бронко№»). Возникшая пауза была использована обеими сторонами для качественного усиления истребительных группировок.

С 1968 года ВВС США во Вьетнаме начали получать истребители F-4E, имеющие улучшенные маневренные характеристики, встроенное пушечное вооружение и новую БРЛС. В 1970-м истребительные авиакрылья Збби 588 ВВС, размещенные на авиабазе Дананг, были практически полностью переоснащены новыми самолетами. Авианосцы ВМС США, участвовавшие в боевых действиях, получили на вооружение усовершенствованные палубные истребители F-4J. Советской стороной вьетнамским ВВС были переданы истребители МиГ-21ПФМ с подвесным пушечным контейнером ГП-9, а несколько позже — самолеты МиГ-2ШФ и МиГ-21МФЛ со встроенной пушкой ГШ-23. Кроме того, Китай в 1968-1969 годах предоставил Вьетнаму 44 истребителя J-6 (лицензионный вариант самолета МиГ-19).

Убедившись в невозможности за короткое время добиться превосходства над истребителями противника, американцы сосредоточили основные усилия на совершенствовании боевого мастерства своих летчиков. ВВС США организовали специальные курсы переподготовки по программе «Ред Флэг», в ходе которой отрабатывали воздушные бои с эскадрильями «Агрессор», оснащенными истребителями «Нортроп» F-5, имитирующими самолеты МиГ-21. Для летчиков морской авиации, по инициативе капитана Фрэнка Аулта, в 1969 году также была организована «Школа истребительного вооружения ВМС», известная как школа «Топ Ганн» (знакома нам по одноименному фильму с Томом Крузом в главной роли), где в течение пяти недель происходила интенсивная подготовка летчиков в условиях, максимально приближенных к боевым. В июне 1971 года США возобновили налеты на Северный Вьетнам.

В марте-апреле 1972 года началось массированное и весьма успешное наступление вооруженных сил ДРВ на юге. Стремясь предотвратить полное военное поражение сайгонского правительства и оказать воздействие на ход переговоров в Париже, американцы усилили бомбардировки севера. Весной 1972-го США, увеличив состав авиации до 1000 боевых самолетов, провели широкомасштабную воздушную операцию «ФридомТрэйн» (9 апреля-7 мая), в ходе которой по северовьетнамским коммуникациям и аэродромам было нанесено в общей сложности около 40 хорошо спланированных мощных бомбовых ударов, что привело к значительному сокращению столкновений между «Фантомами» и МиГами.

16 апреля два МиГ-21МФ вступили в бой с 12 «Фантомами», оба вьетнамских самолета были сбиты.

27 апреля звено F-4 встретилось с парой МиГ-21 и в завязавшемся бою потеряло один самолет.

6 мая пара «Фантомов» перехватила два истребителя МиГ-21, пытавшихся атаковать штурмовики А-7, один МиГ удалось сбить.

В тот же день звено F-4 вступило в бой с четверкой МиГ-21, при этом по одному из МиГов было выпущено шесть ракет, однако опытный летчик сумел от них увернуться. Последовавшим затем залпом еще трех американских ракет МиГ-21 все же был поражен, но пилот благополучно катапультировался.

8 мая американцы приступили к воздушной операции «Лайнбэкер», продолжавшейся до 23 октября. Кульминацией борьбы в воздухе весной 1972 года стало 10 мая, когда авиация ДРВ выполнила 64 боевых вылета, проведя 15 воздушных боев, в которых было сбито семь «Фантомов». Тем, в свою очередь, удалось уничтожить два МиГ-21, два МиГ-17 и один J-6.

В ходе одного из боев 10 мая звено МиГ-17 поднялось по тревоге на деблокирование соседнего аэродрома. МиГи скрытно, на предельно малой высоте вышли на цель и с первой атаки сбили один «Фантом». Вторая пара звена втянулась в маневренный воздушный бой с четверкой F-4, закончившийся потерей одного МиГ-17. Однако вовлечение «Фантомов» в воздушную «карусель» позволило вьетнамцам поднять в воздух с блокированного аэродрома два МиГ-21, которые с горки на высоте 2 км атаковали такое же количество F-4 и сбили оба «Фантома» всего лишь двумя ракетами Р-Зс.

11 мая два МиГ-21, игравшие роль «приманки», вывели четверку F-4 на двух барражировавших на малой высоте МиГ-21. МиГи стремительно атаковали «Фантомов» и тремя ракетами сбили два самолета противника.

13 июня звено МиГ-21 перехватило группу «Фантомов». Вклинившись в боевой порядок американцев, два вьетнамских истребителя вызвали у противника панику: «Фантомы» нарушили строй и начали беспорядочно маневрировать. В это время вторая пара МиГов произвела ракетную атаку и сбила два F-4.

18 мая вьетнамская авиация совершила 26 боевых вылетов и провела восемь воздушных боев, стоивших американцам четырех «Фантомов». Вьетнамские истребители в тот день потерь не понесли. Во время одного из боев два МиГ-21 перехватили звено «Фантомов». Ведущий вьетнамской пары, капитан Игы, с полупереворота атаковал и сбил F-4 одной ракетой.

Летом 1972 года интенсивность воздушных боев пошла на убыль, столкновения в воздухе приобрели эпизодический характер. Так, 12 июня звено «Фантомов» провело бой с двумя МиГ-21 и потеряло один самолет. На следующий день произошло еще два воздушных боя, стоивших американцам еще двух F-4 (вьетнамская сторона потерь не понесла).

В результате «воздушного наступления», предпринятого американцами весной и летом 1972 года, к осени на театре боевых действий 360 тактическим истребителям ВВС США и 96 истребителям ВМС, большую часть которых составляли «Фантомы» последних модификаций, противостояло лишь 187 истребителей ДРВ (МиГ-17, МиГ-21 J-6). Надо отметить, что из этого числа только 71 самолет (в том числе 31 МиГ-21) являлся боеспособным.

В сентябре 1972 года произошел единственный воздушный бой, в котором с вьетнамской стороны против «Фантомов» действовал советский летчик. На двухместном учебно-тренировочном самолете МиГ-21УС, не имевшем вооружения, вьетнамский летчик-истребитель и советский инструктор отрабатывали технику пилотирования. На удалении восьми километров от своего аэродрома они получили предупреждение о приближении на малой высоте звена «Фантомов». К этому времени в баках МиГа оставалось лишь 800 литров топлива. Стремясь выйти из-под удара, летчик-истребитель выполнил бочку со скольжением, чем сорвал атаку первой американской пары. Затем МиГ-21УС был дважды атакован самолетами второй пары противника, однако на форсированном вираже он вновь ушел из-под удара, и ракеты прошли мимо. Третья атака американцев также оказалась безрезультатной, но энергичное маневрирование МиГа у самой земли с включенной форсажной камерой съело последние остатки топлива, и экипаж принял единственно верное решение — катапультироваться. Во время набора высоты двигатель самолета неожиданно остановился, и в этот момент в МиГ попала ракета, выпущенная с F-4. К счастью, экипажу удалось благополучно приземлиться на парашютах.

В декабре американцы приступили к осуществлению последней широкомасштабной операции «Лайнбэкер-2», направленной на то, чтобы выторговать на переговорах в Париже определенные условия. В ходе операции планировалось дальнейшее разрушение инфраструктуры Северного Вьетнама и выведение из строя его военных объектов с помощью массированных ударов с воздуха с привлечением большого числа стратегических бомбардировщиков Боинг В-52.

Однако подготовку столь мощного удара, как «Лайнбэкер-2», не удалось провести незаметно, и это дало возможность вьетнамской стороне разработать ряд контрмер. Сюрпризом для американцев стало использование МиГ-21 с замаскированных площадок подскока, куда самолеты доставлялись на внешней подвеске тяжелых вертолетов Ми-6, а стартовали с помощью пороховых ускорителей.

За 12 суток операции «Лайнбэкер-2» (18-29 декабря) в ходе восьми воздушных боев было сбито семь американских самолетов (в том числе четыре «Фантома») и три вьетнамских МиГ-21. При этом «двадцать первые» старались не ввязываться в схватки на виражах, а после выполнения перехвата на «сверхзвуке» (вне зависимости от результата) быстро оставляли поле боя. Однако, вынужденные, в ряде случаев, все же втягиваться в «собачью свалку», истребители МиГ-21 сохраняли на средних высотах преимущество над модернизированными F-4E и F-4J, утрачивая его лишь у земли.

22 декабря 1972 года на перехват американцев было поднято два МиГ-21, один из которых был сбит «Фантомом». 23 декабря в воздух поднялись четыре МиГ-21, сбившие один F-4. 27 декабря вьетнамская истребительная авиация вновь вступила в бой с американскими самолетами, уничтожив два «Фантома». 28 декабря с аэродрома Ной-Бай на перехват группы американских самолетов, обнаруженных радиолокационными постами, взлетели два дежурных МиГ-21. Когда сблизились с противником на малой высоте (300 м) и получили команды наведения с земли, через две минуты после взлета вьетнамцы включили форсаж и перевели свои машины в режим набора высоты. Во время последовавшего затем разворота с перестроением, ведомый визуально обнаружил на удалении около восьми километров звено «Фантомов» и запросил у ведущего разрешение атаковать. Американцы поздно заметили появление противника и не успели с началом оборонительного маневра, в результате один F-4 был сбит ракетой. После выполнения атаки ведомый начал пристраиваться к ведущему, в этот момент командир вьетнамской пары заметил еще два «Фантома». Энергичным маневром он нарушил боевой порядок американцев и «отсек» своего ведомого, которого в это время потерял из виду, от самолетов противника. Завязалось два отдельных маневренных боя. Ведущему МиГу удалось оторваться от F-4, резко уйдя к земле, а ведомый, вертясь на виражах, подбил еще один «Фантом», но при попытке выйти из боя его самолет был поврежден осколками американской ракеты, разорвавшейся в нескольких метрах от фюзеляжа. Вьетнамский летчик благополучно катапультировался.

Во время налетов тяжелых бомбардировщиков В-52 на Ханой F-4 несколько раз играли роль ложных целей: звено F-4, имевшее хорошую групповую слетанность, шло плотным строем. Судя по показаниям вьетнамских радаров, полет представлял собой одну большую цель класса «бомбардировщик». Пока на мнимый В-52 наводили перехватчики, цель исчезала в воздухе, разделившись на четыре самолета, которые сами контратаковали вьетнамские истребители.

Всего в 1972 году между американскими и вьетнамскими самолетами произошел 201 воздушный бой, в результате которых было потеряно 54 вьетнамских истребителя (36 МиГ-21, и один МиГ-21УС) и 90 американских машин (74 истребителя F-4 и два разведчика RF-4C. Таким образом МиГ-21 уничтожили 67 самолетов противника).

Последняя победа в ходе вьетнамской войны (по американским данным — 197-я по счету) была одержана «Фантомом» 12 января 1973 года. F-4J (командир-лейтенант Виктор Ковалески), взлетевший с палубы авианосца «Мидуэй», ракетой «Сайдуиндер» сбил истребитель МиГ-17. По иронии судьбы F-4J Виктора Ковалески стал также последним «Фантомом», сбитым в небе Вьетнама два дня спустя (летчику и оператору удалось спастись).

27 января 1973 года США объявили о выводе войск из Вьетнама, фактически признав свое поражение в этой войне.

Война породила своих героев. Наиболее результативным экипажем «Фантома» во Вьетнаме стали летчик С. Ричи и оператор Ч. Бельвью, сбившие по пять МиГов (еще один самолет Ч. Бельвью сбил с другим летчиком). Своеобразным рекордсменом среди вьетнамцев явился летчик Ха Ван Тьюк, вступивший на своем МиГ-21 в бой с 36 самолетами противника и сбивший при этом самолет командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Фолина.

Следует признать, что соперничество МиГов и «Фантомов» во вьетнамском небе завершилось в целом поражением американской машины: истребителям F-4 за весь период боевых действий (с 1966 по 1972 год) удалось сбить 54 самолета МиГ-21, за этот же промежуток времени «двадцать первые» уничтожили 103 «Фантома». А потеря одного американского самолета, как правило, приводила к гибели или пленению двух членов экипажа. К тому же, «Фантом» обходился американским налогоплательщикам в сумму, в несколько раз превышающую стоимость одного МиГ-21.

В целом самолетам F-4 приходилось решать во Вьетнаме не свойственные им задачи: создававшийся как тяжелый перехватчик, призванный оборонять ударные авианосные соединения от налетов скоростных бомбардировщиков и противокорабельных крылатых ракет, «Фантом» использовался в борьбе за завоевание господства в воздухе, противостоя более приспособленному для этой роли самолету МиГ-21. Поэтому поражение американцев объясняется не ошибками конструкторов фирмы «Макдоннелл-Дуглас», сумевших создать выдающийся для своего времени боевой самолет, а отсутствием у США специализированного легкого истребителя воздушного боя, способного на равных противостоять МиГ-21. Несмотря на то что в ВВС США имелись истребители: «Конвэр» F-102 и F-106, «Локхид» F-104 и «Нортроп» F-5 — эти машины по ряду параметров существенно уступали как МиГ-21, так и F-4 и не использовались в воздушных боях над территорией ДРВ. Легкий палубный сверхзвуковой истребитель «Воут F-8» «Крусейдер», на который первоначально возлагались большие надежды (к началу войны соотношение этих самолетов и F-4B на палубах американских авианосцев, развернутых в Тонкинском заливе, было примерно равным), также не оправдал ожиданий, уступая МиГ-21 по основным летным характеристикам.

Но в роли тактического ударного самолета F-4 проявил себя превосходно. «Фантомы» широко привлекались для ударов по особо важным объектам (мостам, электростанциям) и по железнодорожным транспортам противника. Для решения этих задач самолеты, как правило, вооружались свободнопадающими бомбами и НАР калибром 70 и 127 мм. С апреля 1965 года над железными и шоссейными дорогами Вьетнама практиковалась «свободная охота» пар или звеньев «Фантомов». Самолеты непрерывно прочесывали коммуникации противника, местами полностью парализуя движение в светлое время суток.

Опыт вьетнамской войны оказал огромное влияние на военное авиастроение как в США, так и в СССР. Американцы отреагировали на поражение «Фантома» в воздушных боях созданием высокоманевренных истребителей четвертого поколения — F-15 «Игл», F-16 «ФридомФайтер», призванных превзойти МиГ-21 в ближнем маневренном бою (влияние МиГ на американских военных было столь велико, что при формировании облика тяжелого истребителя F-15 на достаточно высоком уровне предлагалось вовсе отказаться от ракет средней дальности «Спэрроу» и бортовой РЛС, сосредоточив усилия на повышении маневренных характеристик). В то же время «универсальный солдат» F-4 оказал влияние и на умы российских авиационных теоретиков, что нашло отражение в модификациях истребителей третьего поколения.

После завершения войны во Вьетнаме противоборство МиГов и «Фантомов» в небе не прекратилось. МиГ-21 и F-4 сходились в воздушных схватках над Суэцким каналом, в небе Синая, над дельтой Нила и Сирией в 1973 году, в Ливане в конце семидесятых — начале восьмидесятых, в годы ирано-иракской войны (1980-1988).

Более подробная информация — здесь.

И как вам история, дорогие читатели? А сколько ещё неоткрытых страничек в истории противостояния сверхдержав! Истории т.н. «холодной войны», которая то тут, то там в разных уголках земного шарика вспыхивала огнём и кровью.

Оцените статью