МиГ-21. Часть I

Записки афисионадо

Алексей Апальков, ведущий рубрики «Вы в каком полку служили?»: В истории советской авиации истребитель МиГ-21 занимает особое место. Один из лучших для своего времени истребителей прослужил в ВВС СССР практически до конца 80-х годов прошлого века. Лично для меня он занимает особое место в ряду других истребителей в связи с тем, что мой батя большую часть своей лётной жизни пролетал на МиГ-21 и стал командиром истребительно-авиационного полка именно на нем.

А ещё этот самолёт-легенда, в качестве памятника, украшал центральную площадь-плац в гарнизоне Ключево, Северной группы войск, где я учился и окончил среднюю школу. И нет такого класса, у которого не было фотографии под этим самолётом.

Но сегодня речь не о памятниках. Предлагаю прикоснуться к истории реальных боевых действий, в которых сверхдержавы пробовали друг друга на прочность. Давайте почитаем статью Владимира Ильина «МиГ-21 против «Фантома»».

Краткая информация о самолёте: МиГ-21 (изделие Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed) — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем даже БМП-1.

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 таких самолетов. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а ее экспортная версия F7 продолжает производиться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год, в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7.

Более подробно можно почитать здесь, а сейчас битва гигантов на шахматном поле истории…

Война в небе Северного Вьетнама стала самым крупным и драматичным воздушным столкновением после 1945 года. С обеих сторон в ней участвовали самолеты десятков типов. Однако, как и в Корейской войне 1951-1953 годов, основная тяжесть противоборства в воздухе «легла на крылья» двух основных типов боевых машин, исход схваток между которыми и определял в основном ход борьбы.

С американской стороны основным был истребитель Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом II». Эта тяжелая двухместная двухдвигательная машина (нормальная взлетная масса более 20 т), созданная в 1958 году, первоначально предназначалась для обеспечения противовоздушной обороны американских авианосных соединений. К началу 1960-х годов «Фантом II», завоевавший ряд мировых рекордов в скорости, был, пожалуй, самым популярным американским боевым самолетом. К безусловным достоинствам F-4 следовало отнести выдающиеся для своего времени летные характеристики (максимальная скорость 2260 км/ч, практический потолок 16600-17900 м, практическая дальность полета без подвесных баков 2380км), мощная бортовая обзорно-прицельная радиолокационная станция (РЛС), а также уникальный комплекс вооружения, включающий ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер» (нормальный боекомплект — четыре единицы) и всеракурсные всепогодные УР AIM-7 «Спэрроу» средней дальности (четыре ракеты размещались на полуутопленных в фюзеляже узлах внешней подвески).

Американская морская авиация вступила в войну с палубными истребителями F-4B, в дальнейшем туда же подключились усовершенствованные палубные самолеты F-4J. ВВС США к началу войны имели истребители F-4C. В ходе военных действий их дополнили усовершенствованные самолеты F-4D, а на заключительном этапе ВВС получили наиболее совершенную модификацию «Фантома» — F-4E.

Основной соперник «Фантома» — фронтовой истребитель МиГ-21 — также был создан в 1958 году. В отличие от американского самолета, российская машина, предназначенная для действий над линией фронта, на небольшом удалении от аэродрома базирования, относилась к другой «весовой категории» (нормальная взлетная масса модификаций, применявшихся во Вьетнаме — менее восьми тонн) и имела значительно меньшую дальность — около 1500 км. Однако по остальным летным характеристикам (максимальная скорость 2175-2300 км/ч, практический потолок — 18 000-19000 м) МиГ не уступал своему американскому сопернику. Состав вооружения самолетов МиГ-21 был также значительно слабее, чем у «американца», — две (в дальнейшем — четыре) ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-Зс с инфракрасным самонаведением (советская «пиратская» копия американской УР AIM-9 «Сайдуиндер»), а также одна (на ряде модификаций отсутствует) пушка калибром 23 или 30 мм.

Как видим, МиГ-21 и F-4 — очень разные самолеты, создававшиеся для решения различных задач.

После «тонкинского инцидента» — боевого столкновения американских эскадренных миноносцев «Мэддокс» и «Тернер Джой» с вьетнамскими торпедными катерами 2 августа 1964 года — США приняли решение о начале воздушной войны против Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), оказывающей помощь повстанцам Южного Вьетнама, правительство которого, в свою очередь, поддерживали США. 5 августа 1964 года на базу торпедных катеров Вине обрушились первые американские бомбы. Прикрытие ударных самолетов осуществляли истребители F-4B с авианосца «Констеллейшн» (CVA-64). Это были первые боевые вылеты «Фантомов». Однако в течение 1964 года по Северному Вьетнаму было нанесено лишь несколько ограниченных по мощности ударов: перед началом полномасштабной воздушной войны США требовалось провести перегруппировку и наращивание сил в регионе. Уже к началу февраля следующего года у берегов ДРВ было сосредоточено три ударных авианосца с 238 самолетами и 33 корабля охранения. 8 февраля с острова Окинава на южновьетнамскую авиабазу Дананг началась переброска первого авиакрыла морской пехоты США, в состав которого входило 15 истребителей F-4B. Одновременно на южновьетнамских и тайваньских авиабазах началось развертывание эскадрилий ВВС США, оснащенных самолетами F-100, F-105 и F-4C. 2 марта США приступили к крупномасштабной воздушной операции «Роллинг Тандер», продолжавшейся до 31 октября 1968 года.

На первом этапе боевых действий «Фантомы» военно-воздушных сил привлекались как для сопровождения истребителей, так и для нанесения ударов по наземным целям. Морские F-4B применялись в основном для эскортирования палубных штурмовиков — «Скайрейдеров» и «Скайхоков» — и ограждения ПВО авианосных соединений от возможных контрударов вьетнамской и китайской авиации.

В начальный период войны ВВС и войска ПВО Северного Вьетнама располагали лишь 25 дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф китайского производства), несколькими советскими МиГ-15 бис, а также бомбардировщиками Ил-28. Эти незначительные силы не могли оказать серьезного противодействия американцам, летавшим в небе Вьетнама, как у себя дома. Но с помощью советских и китайских военных специалистов вьетнамцы вскоре выработали тактику использования своих истребителей, позволявшую, даже в условиях многократного численного превосходства противника, наносить ему ощутимые удары. Небольшие группы МиГов барражировали на малой высоте, вне зоны видимости РЛС противника (американцы использовали самолеты дальнего радиолокационного дозора — прообразы современных «Аваксов», а также посты управления авиацией, размещенные на кораблях, крейсирующих у берегов Северного Вьетнама и имеющих мощные радиолокационные станции). При появлении самолетов противника, МиГи неожиданно атаковали его боевые порядки, расстреливая из пушек тяжело груженные бомбами ударные машины.

Впервые «Фантомы» встретились с истребителями противника — вьетнамскими МиГ-17 — 2 апреля 1965 года, но столкновение закончилось безрезультатно.

Первый настоящий бой с участием F-4 состоялся 9 апреля. По американской версии, он протекал следующим образом. В 8 часов 40 минут истребитель ВМС США F-4B, взлетевший с авианосца «Рэйнджер», был атакован над морем четырьмя вьетнамскими самолетами МиГ-17. Один из них был сбит ракетой «Спэрроу», однако вскоре другой МиГ зашел в хвост «Фантому» и поразил его очередью из пушки. Экипаж американского самолета — летчик Т. Мэрфи и оператор Р. Фэган — погибли. Есть и другая, китайская, версия этого боя, по которой американский воздушный патруль, состоявший из восьми F-4B, вторгся в воздушное пространство над территориальными водами, но не Вьетнама, как следовало из американского сообщения, а КНР (в районе острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе). Возможно, американцы умышленно провоцировали китайскую сторону на решительные действия, надеясь преподать им урок и сделать более осторожными в военной поддержке ДРВ. Но урок не оказался поучительным: в начале боя экипажу лейтенанта Мэрфи действительно удалось повредить ракетой один из МиГов (который, все же не был сбит, а благополучно вернулся на базу и в дальнейшем был вновь введен в строй). Другой «Фантом», выпустив ракету «Сайдуиндер» по еще одному китайскому истребителю, по ошибке поразил F-4B, пилотируемый Мэрфи, отправив его на дно Тонкинского залива.

12 мая двенадцать F-4B вторглись в воздушное пространство провинции Юньнань (юго-западный Китай) и сбили один J-5, выполнявший, по китайской версии, «тренировочный» полет. В ответ на протест КНР американцы объявили, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ, в зоне боевых действий (проверить этот факт, впрочем, никто не пытался).

4 июня звено МиГ-17Ф над городом Ву-Бан атаковало тройку F-4B. Один «Фантом» уклонился от схватки и, дымя двигателями, работавшими на «максимале», ушел на восток. Два других американских самолета втянулись в ближний бой на виражах, где более маневренные МиГи имели преимущества, и вьетнамцы не замедлили этим воспользоваться. После разворота на 180 градусов ведущий вьетнамского звена с дистанции 1 GOO-1200 м открыл огонь по одной из американских машин. Вскоре он сблизился с противником на 700 м и вновь открыл огонь. F-4B, стремясь выйти из-под обстрела, энергично маневрировал по высоте и курсу. Второй американский истребитель, следовавший за своим ведущим, предпринял отчаянную попытку выручить командира, пытаясь сзади (с дистанции 400-500 м) достать МиГ (задача совершенно невыполнимая, так как минимальная разрешенная дальность пуска ракет AIM-9B «Сайдуиндер» значительно больше). Ведомый МиГ-17 открыл заградительный огонь из пушек, второй американский истребитель был вынужден выйти из-под обстрела, выполнив разворот со снижением. За ним сразу же последовал и первый F-4B, получивший несколько повреждений (по сведениям вьетнамского командования, этому «Фантому» не удалось достичь своего аэродрома, он упал на территории Лаоса).

Следующий воздушный бой с участием «Фантомов» произошел 17 июня над городом Нинь-Бинь. В ходе него четыре МиГ-17Ф атаковали противника с задней полусферы с дистанции 100- 600 м. Им удалось сбить два F-4B, при этом американцы не проявили особой активности и довольно беспорядочно вышли из боя. Вьетнамцы потерь не понесли, хотя их боевой порядок также был нарушен, а управление звеном утеряно. При возвращении на аэродром два вьетнамских летчика вынуждены были катапультироваться из-за полного расхода топлива, а один МиГ-17 совершил вынужденную посадку на аэродроме Хайфон.

В тот же день открыли свой боевой счет и «Фантомы»: F-48, стартовавший с палубы авианосца «Мидуэй», сбил над Хайфоном истребитель МиГ-17. 10 июля 1965 года первую победу одержал F-4C из состава ВВС США, сбив два МиГ-17.

В дальнейшем встречи в небе Северного Вьетнама МиГов и «Фантомов» стали обычным явлением. Так, 20 сентября 1965 года над железнодорожной станцией Кеп (севернее Ханоя) появилась группа американских самолетов, которая была обнаружена вьетнамской РЛС П-35. Часть «Фантомов» с бомбовым вооружением атаковала станцию. Их прикрытие обеспечивала еще одна пара F-4B, барражировавшая на высоте 3000-4000 м. В воздухе находилось дежурное звено вьетнамцев — четыре МиГ-17Ф, которое было наведено на противника по командам с земли. Ведущий первой вьетнамской пары спикировал с высоты 6000 м и атаковал F-4B, выполнявший в это время заход на бомбометание, когда визуально обнаружил американцев. С дистанции 500 м вьетнамский летчик открыл огонь, после чего «Фантом» левым разворотом со снижением стал уходить из-под обстрела. МиГ продолжал сидеть на хвосте у противника и с 400 м выпустил вторую очередь. «Фантом» задымил, но продолжал полет. Третьей длинной очередью с 200 м он все-таки был сбит. Американским летчикам катапультироваться не удалось. Вторая пара МиГов завязала бой на высоте 3000 м, когда один из американских самолетов выходил из пикирования после атаки, а второй — только входил в пике для захода на бомбометание. Командир вьетнамского звена атаковал первый самолет, несколько преждевременно открыв огонь с 1200 м. Американский летчик, обнаружив у себя на хвосте МиГ, включив форсаж, вышел из боя.

В целом следует отметить, что, пока на сцену не вышли МиГ-21 и не началось массовое применение зенитных ракетных комплексов С-75, американская авиация в небе Вьетнама вела себя довольно беспечно, не рассматривая малочисленные МиГ-17 как серьезную угрозу. Например, «Фантомы», выполнявшие роль эскорта, зачастую загружались бомбами. Вьетнамцы же стремились держать МиГи на малой высоте, где их небольшие камуфлированные самолеты были визуально менее заметны и практически совсем невидимы для бортовых РЛС американцев. Внезапно атакуя истребители-бомбардировщики, вьетнамские летчики заставляли их избавляться от бомбового груза и, сближаясь на короткую дистанцию, расстреливали из пушек. Истребители сопровождения, занимавшие более высокий воздушный коридор, зачастую просто не успевали вступить в бой с МиГами. Это заставило американцев изменить тактику и снизить группы прикрытия до малых высот (находясь на одном уровне или ниже вьетнамских истребителей, «Фантомы» могли их «видеть» с помощью своих РЛС или визуально на фоне неба). Используя более высокую скорость, F-4 сближались с противником и поражали его ракетами, после чего также стремительно выходили из боя. Если же бой выливался в «карусель» на виражах, то преимущество переходило к вьетнамцам, которые быстро сближались с противником на дистанцию менее 1000 м, где F-4, имевшие лишь ракетное вооружение, были практически беспомощны.

Вскоре американцы вновь усовершенствовали свою тактику: несколько «Фантомов» принимали ближний бой, при этом одно из звеньев позволяло затянуть себя в схватку на виражах, а другое быстро набирало высоту и с нескольких километров атаковало МиГи ракетами «Спэрроу». Потеряв в подобной ситуации шесть истребителей, вьетнамцы перешли к ранее проверенной тактике внезапных одноразовых ударов «из засады» с последующим быстрым выходом из боя.

В конце 1966 года, по рекомендациям советских военных специалистов, авиация ДРВ выдвинула рубеж перехвата непосредственно к границам страны, где американские самолеты следовали в плотных боевых порядках, что мешало ведению маневренного боя. Другим нововведением стала практика засад на земле, разработанная с участием китайцев: МиГ-17 взлетали с аэродромов подскока и атаковали противника, следовавшего в плотном строю, после чего быстро снижались и, закамуфлированные под рельеф местности, возвращались на аэродром.

Продолжение следует…

Оцените статью