Каждый имеет право написать книгу и каждый имеет право ее не читать

Записки афисионадо

В последнее время отечественная сигарная периодика мне напоминает общественное телевидение, но без явного развлекательного содержания. Унылое переливание из пустого в порожнее, невнятный информационный контент в виде дегустаций очередных «сухофруктов» устами друзей и коллег, заказная «джинса» из рекламаций часов, ботинок, яхт, машин и прочая лайфстайловская дребедень. Содержание всех изданий непременно включает истории брендов и интервью с «новаторами» и «потомками» тех самых-самых правильных табачников.

Из номера в номер, из года в год. Главные редакторы российских сигарных изданий озабочены тем, что еще можно «высосать из пальца»? О чем можно еще раз написать другими словами, чтобы не повторить коллег? И самое важное — как получить нужного рекламодателя, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно освоенные» рекламные бюджеты? Таковы законы этого жанра.

Все как один, за редким исключением, не любят провокационные материалы, аналитику и независимых авторов. С такими статьями можно не получить нужные рекламные бюджеты и можно спугнуть лояльных рекламодателей. Читатель, тем не менее, уже давно не столько читает, сколько просматривает картинки. Читают в основном исторические хроники и публицистику на отвлеченные темы, издали притянутые за уши к сигарной тематике. Кто действительно хочет что-то узнать о сигарах — идет в Интернет.

Возникает вопрос — для кого делаются эти журналы? Для владельцев? Издателей и редакции? Почему законы журналистики не работают в этом сегменте? Где острые материалы «на злобу дня»? Почему нет серьезных аналитических и статистических статей? Где обзоры и критика? Их нет. Нет, потому что эти издания делаются не для нас с вами, впрочем, как и телевидение. Мы живем в параллельных мирах. Это такой бизнес по выкачиванию рекламных денег, а что там пишется — не так важно, главное, чтобы рекламные потоки не иссякали.

Тем не менее, каждое издание, как кулик, который «хвалит свое болото», гордится своим амплуа. Каждое считает, что вносит посильную лепту в дело развития сигарной культуры. Признаком «хорошего тона» становится активная оффлайн работа — клубы, ивенты, кулуарные дегустации от проверенных друзей, вовлечение читателя в «увлекательные» сообщества любителей себя любимых. Все как одно дружат друг против друга. Паноптикум.

Читатель, однако, стал чересчур пристрастен — он уже не столько читает, сколько соотносит себя с теми сообществами, которые им предлагают издания. Это кто? А, это тот-то! Знаем-знаем. Но мы круче! У нас клуб такой-то, а что у вас? А у нас школа! Хрень! Наша лучше!

Правда, если посмотреть, то активные персонажи почти одни и те же. Спросите, а в чем прикол? Так это же медийный ресурс — дополнительное упоминание влечет автоматическое повышение индекса цитируемости, а там смотришь и монетизация не за горами. Удобно, практично, не напряжно. Обойма самых цитируемых перцев уже стала напрягать, ну скажите что-нибудь свежее! Народ устал читать ваши очередные

«дегустационные» подвиги на ниве «сухофруктокурения»! Что, например, думаете по такому-то и другому поводу? Добавьте «перчинки» в описание! Скажите, что думаете на самом деле! Нет, зачем? Это же повлечет автоматическое исключение из ТИЦа.

Все это напоминает гнилое болото, поросшее ряской и тиной. Вместо действительно нужных материалов — очередная джинса, проплаченная брендовладельцами, которым все равно, кто читает, главное мифический тираж в убеждающих переговорах о размещении рекламы именно здесь. Я давно не читаю отечественную сигарную периодику, так, проглядываю картинки и содержание очередного номера. Скучно, не находите? Так может, не будем делать вид, что все у нас хорошо с сигарными журналами?



Специально для Сигарного портала

неравнодушный читатель

Дмитрий Друца

Оцените статью