С кем мы боремся

Записки афисионадо

Это было так: я выступал на конференции «Алкоголь и табак — развитие бизнеса» в Москве, и Андрей Лоскутов, который вел заседание, сказал мне, что хорошо бы это выступление превратить в очередную колонку.

А отчего бы и не превратить, а то ведь растворится навеки в эфире небесном. Итак, звучало это примерно вот как.

Уважаемые дамы и господа,

На мой взгляд, одна из ключевых проблем нашего Движения в защиту прав курильщиков — неуместная застенчивость и мягкость, особенно заметная по старшему поколению. По этим людям, которые пытаются воздействовать на человеческие чувства наших противников, прося их: дайте докурить в человеческой обстановке и сдохнуть.

А это дело бесполезное. Надо просто хорошо понимать, что это за противник. Он такого языка не понимает. Вот об этом и поговорим.

Антитабачное движение в России состоит ровно из тех же двух частей, что и в Америке, где оно зародилось и пошло по миру. Первая часть — это медицинское лобби, имеющее прямую денежную заинтересованность в том, чтобы люди обращались к врачу, чтобы бросить курить. И в том, чтобы в будущем для улучшения настроения они обращались опять же не к бокалу вина или сигарете, а к их химии. Если представить себе объемы медицинской отрасли только США, которая сильнее нефтяной, то можно понять, о каких деньгах тут идет речь.

Это очень плохие люди по нескольким причинам. Прежде всего потому, что они врут. Ситуация с медицинским враньем насчет вреда курения предельно скандальна и описана в тех же США уже в книгах, не только в статьях. Сложились две как бы параллельные сферы медицинских данных, между собой соприкасающиеся минимально. Одна сфера — просто наука, другая — специфическая отрасль, живущая грантами антитабачного лобби. Данные из этих двух сфер катастрофически не совпадают, на чем медицинское лобби регулярно ловят сами же американские медики, подпольно поставляющие информацию нашим коллегам за рубежом.

Во-вторых, это очень плохие люди потому, что обрабатывают широкую и неграмотную публику, рассчитывая на то, что все равно никто ничего не проверит. Масштабы этой информационной войны могут удивить кого угодно, только не меня. Я все это наблюдал по войнам 1999 года в Югославии, 2008 года в Южной Осетии, сейчас на Украине. И кто сказал, что технологии оболванивания можно применять только на войне, а не в попытках изменить потребительские модели миллионов людей? Это ведь всего лишь технологии. Да и война в конечном счете тоже коммерческое предприятие, как говорил великий Дуглас Макартур. У нее есть затраты и есть цель, тоже выражаемая в конечном счете деньгами.

Да, это плохие люди, и именно они своими грантами породили антитабачное лобби в России. Это никак не секрет, закрытие в интернете данных о том, кому и когда в России выделены деньги (после принятия у нас законов об американских агентах) — это детский сад. Потому что в самих США такие данные закрыть невозможно, и они есть.

Но здесь у нас, в конце концов, все-таки люди. Можно понять их материальный интерес, можно просчитать и предсказать их поведение. Но давайте посмотрим на тех, кого в США (а затем, по американской технологии, и в России) они сделали, с помощью грантов и просто подстрекательства, своими оловянными солдатиками. Это так называемые антитабачные активисты.

Этих людей было бы очень трудно охарактеризовать, если бы не недавние события на Ближнем Востоке.

Вот давайте посмотрим, как ведут себя боевики из «исламского государства» в Сирии и в Ираке, и как они же действовали в Мали и на прочих территориях, которые захватывали? А очень просто. Они запрещают курить, пить, слушать музыку, смотреть телевизор, не дают учиться (особенно девочкам). И это очень с их стороны логично. Отняв у человека все, что делает его человечным, ты уничтожаешь самого человека и подчиняешь его полностью.

Мне было особенно интересно прочитать о женских бригадах этих ваххабитов, о тетках в чадре с автоматами, которые бегают по улицам и попросту убивают всех, кто нарушает запреты. Ведь в США, а поэтому и у нас в России, женщины играют какую-то особую роль в антитабачных бесчинствах.

Хочется сказать: спасибо вам, дорогие ваххабиты, за то, что вы есть. Ведь без вас было так трудно дать четкое определение тем, на кого в России пытается опираться антитабачное лобби.

Это люди, которые борются с курением. Но они же пытаются запретить любое вино и не только его, просто на это гранты не выделены. Вы не поверите, но на их сайтах вы и сегодня можете прочитать, что катастрофические сухие законы в США в 30-х и в СССР при Лигачеве были на самом деле успехом, а потом враги помешали.

И это те же самые люди, которые врываются на спектакли, на выставки, поганят музеи (Владимира Набокова, например), видят голого мужчину на сторублевой бумажке.

Их иногда называют «православные фундаменталисты».

Это, конечно, похоже на правду. Как и ваххабиты, они, по сути, разъедают православие изнутри, это такая тоталитарная секта.

Их называют также «русскими фашистами».

И это тоже близко к правде. Не секрет, что идея «здорового образа жизни» — не пить, не курить, устраивать физкультурные парады — происходит от Муссолини и Гитлера, хотя она была в целом популярна в начале 20-го века. Но русский фашизм все-таки более сложное явление.

Их пытаются называть «консерваторами».

А уж это просто бред, потому что консервативные ценности, в отличие от либеральных, предполагают, что место человека в общественной иерархии должно зависеть от его образования, талантов, квалификации, заслуг.

А наши запретители — это просто-напросто ваххабиты. Люди, с которыми бесполезно разговаривать с помощью фактов, аргументов, исторических уроков и аналогий. Их не научили думать и анализировать, цифры и аргументы они отвергают простыми формулами типа «это клевета табачных компаний». Им не место в консервативной структуре общества. Это люди, хорошо понимающие свою умственную или какую-то иную неполноценность, склонные к простым и быстрым решениям (запретить), желающие увидеть итоги своей радикальной активности при своей жизни. Бесноваться и запугивать всех, кто выше их по любым показателям — их единственный шанс в жизни.

В общем, это довольно обычный продукт жизнедеятельности любого общества, иногда, в каких-то странах и в какие-то моменты истории, оказывавшийся в большинстве.

И дело не в том, чтобы их вообще не было — будут. Дело в том, что любое общество, и особенно наше, должно обладать иммунитетом, способностью загонять эту публику пинками туда, где ей место — на окраины, на поля (margin) цивилизации.

Переходя к конкретике нашей деятельности, прежде всего нам, которые борются против запретов и прочих бесчинств, надо преодолеть застенчивость. Для этого есть все основания.

Что мы отстаиваем? Во все времена человек, решив задачу физического выживания (еда, спасение от холода или жары), задумывался о том, что же такое настоящая, правильная, прекрасная жизнь. То есть, в общем, красота. Когда у множества людей возникают общие представления о красоте, это называется культурой. А культура — это не только грандиозный собор на главной площади, это еще и бокал вина с сигаретой на этой же площади, и костюм, в котором ты туда придешь.

Культура — смысл человеческого существования, то, что ему в этом существовании дорого и ценно. Это, если хотите, и есть сам человек. И, конечно, никак не случайно, что наши и любые другие ваххабиты с яростью борются с этой культурой в целом, а далеко не только с вином или курением. И логично, что бороться с этой публикой надо всем вместе, не разбиваясь на маленькие группировки по интересам.

Любая борьба начинается со знания. Для начала нам надо знать, что наши запретители — никакая не власть. Это они себя пытаются за таковую выдавать. Да, конечно, их употребили в качестве орудия в революционный политический сезон 2010-2011 годов. И это можно оправдать, в конце концов, страшнее революции ничего нет. Но затем они забыли уползти обратно в свои норы, и создают теперь власти и обществу большие проблемы.

Наше Движение — организация прежде всего региональная. И мы поэтому хорошо знаем, что в регионах люди, прежде всего из «Единой России», в ужасе от антитабачного закона и прочей смежной деятельности наших ваххабитов. Власть на местах хорошо ощущает, что в такой ситуации у нее будут трудности с нормальным избранием.

И еще нам полезно знать, что у нас с вами сколько угодно ресурсов для такой борьбы. Это лучшие люди страны, в частности, люди искусства и культуры, в том числе те, кому не надо бояться высказаться в пользу нормальности, против мракобесия.

Дело вовсе не только в том, чтобы утопить антитабачный закон — это и так произойдет, он слишком откровенно провокационен. Дело в том, чтобы после этого наши ваххабиты как можно дольше не поднимали голову. Чтобы их очередные выползновения встречали тем, чего они заслуживают — смехом. Чтобы все люди, защищающие нормальную человеческую жизнь, высказывались за эту жизнь в целом, а не только в защиту своего маленького театра или ресторана.

Дмитрий Косырев

Оцените статью