Stanwell

Записки афисионадо

Сегодня хочу познакомить читателей еще с одним трубочным именем, правда, тесно связанным с предыдущими. Это – датская торговая марка Stanwell, пожалуй, самая известная из датских трубочных брендов. А роднит ее с W.O.Larsen или другими именами не только страна происхождения, но и принадлежность к крупнейшей международной корпорации STG (Scandinavian Tobacco Group). Конечно, так было не всегда, но давайте обо всём по порядку.[CUT]

  Марка, под которой сейчас выпускается и табак, в первую очередь, конечно же, трубочная. Начинается ее история с 1942 года, когда Поль Нильсен, менеджер деревообрабатывающей компании Kyringe, решил производить собственные трубки в одноименном городке Кюринге, в центре острова Зиланд. В то время шла Вторая мировая война, и бриар из Франции и Италии был недоступен. Поэтому первые трубки мастера делались из датского бука. Да и импортные трубки тогда было не достать, поэтому датские курильщики удовлетворялись местными недорогими трубками. История сохранила и первый шейп, который использовал Пол, – это был утонченный бульдог (shape 32), он и сейчас есть в портфеле компании. По образу первых трубок в 2007 году в честь 65-летия компании создан набор из двух экземпляров этой классической формы, сделанных из бука и бриара. Он так и назывался «№1».

  На бриар Поль перешел с 1948 года, когда после войны его намного проще стало приобрести. Тогда же он начинает экспортировать свои трубки в Англию, для того, чтобы казаться там «своим», он изменил свою фамилию на «Стэнвелл» (он считал, что Stanwell воспринимается куда более по-английски, чем Nielsen). Это же помогло ему и при продаже трубок на родине, ведь в первой половине 20-го века именно английские трубки считались самыми лучшими, а английское происхождение (или, скорее, произношение) марки гарантировало качество.

  Но не только это сыграло роль в высокой популярности трубок фабрики. С самого начала производства Поль организовал процесс так, чтобы на каждом этапе за качество отвечал отдельный человек – мастер. Всего на производстве отдельно взятой трубки занято 12 человек, причем все они – большие профессионалы. Успешное ведение бизнеса, тщательный отбор бриара из Корсики и Греции, наступившая мода в конце 50-60-х гг. на курение трубки и растущая популярность датских трубок во всем мире – все это потребовало увеличения производства. И в 1965 году Поль перемещает компанию в большее помещение в город Боруп, что в 15 километрах западнее бывшего места дислокации, ближе к Копенгагену. В новом здании фабрика проработала почти 45 лет, там постоянно обновлялось оборудование, что позволяло изготавливать к 2009 году до 300 000 трубок в год!

  По правде говоря, не все так гладко было в истории становления компании. Ведь не один Стэнвелл начал завозить бриаровые трубки после войны. Изголодавшийся рынок буквально наводнили качественные и не очень трубки из Италии и Англии. И молодая компания даже несколько раз была на грани банкротства. Спасти ситуацию помогло чутье Поля, а также человек, стоявший у истоков нового датского трубочного искусства – Сикстен Иварссон. Тот работал в магазине-мастерской Suhr’s в Копенгагене, создавая новые формы трубок, создавая, по сути, новый стиль датского фрихенда.

  Слух о талантливом мастере дошел до Поля, фирма которого переживала очередной кризис, и он решил приехать и посмотреть на работы молодого мастера, вдохновиться, так сказать. Ему настолько понравилась работа Сикстена, что встреча в магазине Копенгагена положила начало долгому и плодотворному сотрудничеству, которое продолжалось почти сорок лет. Все это время Сикстен Иварссон разрабатал фирменный стиль трубок Stanwell, участвовал в создании логотипа – буквы S, украшенной короной, он оставался главным дизайнером предприятия. Говорят, что переезд фабрики именно в Боруп был сделан для того, чтобы быть поближе к Сикстену!

  Stanwell работал не только с Сикстеном Иварссоном, но и с другими прославленными дизайнерами. В разное время шейпы для марки создавали Том Элтанг, Поль Винслоу, Джесс Хонович, Свен Бенг, Поль Илстед, Анн Джили, внучка первого дизайнера Нанна Иварссон и многие другие. Впоследствии созданные формы копировались на суперсовременных станках компании. При изготовлении и украшении трубок используются различные дорогостоящие материалы: серебро, бронза, позолота, рога животных, бамбук и редкие породы дерева.

  Основатель компании Поль Стэнвелл умер в 1982 году, в 2001-м компания Stanwell продана Nordisk Tobaks Kompagni A/S, которая в свою очередь входила в Skandinavisk Tobakskompagni A/S, одной из основоположниц международной компании Scandinavian Tobacco Group. Так марка вошла в семью крупнейшей сигарно-табачной корпорации, а ее изделия еще более активно начали продаваться по всему миру. Под этой маркой также выпускаются популярный как среди новичков, так и среди любителей ароматных смесей табак в классическом датском сладковато-кремовом стиле.

  Однако глобализация, безусловно, требует определенных жертв. И вот в 2009 году STG объявило о закрытии производства в Борупе, после чего все этапы изготовления трубок перемещены в Италию, поближе к месту добычи бриара. Владельцы объяснили это уменьшением издержек, так как в Дании очень дорогая рабочая сила и слишком высокие налоги. При этом производители гарантируют, что на производственных мощностях Brebbia (именно там находится основное производство), постоянно присутствуют датские специалисты – контролеры качества. Тем не менее, многие курильщики все-таки стараются выбирать трубки с клеймом «Made in Denmark», после 2010 года на трубках ставится клеймо «Danish Design».

  Можно смело утверждать, что марка Stanwell – это один из нескольких китов, на которых держится мировое трубочное производство. И у каждого курильщика просто обязана быть в коллекции трубка с фирменной S, украшенной короной.

   Дмитрий Гуринчик,

   президент Одесского клуба любителей трубки,

   специально для Сигарного портала

Оцените статью