Попались в свою ловушку: либо локдаун, либо жизнь без табака

Записки афисионадо
В новом году – с новыми силами давить курильщиков: о таких настроениях нашего противника мы уже читали. Но у настроений этих есть особенность: ситуация изменилась. И индустрия табачного контроля, оседлавшая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и еще, в частности, структуры Евросоюза, очень неплохо перемену ситуации чувствует. Сразу этого не заметишь, но мелочи их выдают.

Вот, к примеру, новость из ВОЗ, где подготовили доклад о «срочности» борьбы с курением среди женщин. Неважно, что эти люди хотят сказать в своем стандартном набатном документе. Важны мелочи, в нем содержащиеся.

Скажем, у них существовали цели неуклонного снижения нашей численности – в процентах к тому или иному году. И вдруг – в Евросоюзе темпы снижения числа курящих женщин оказались значительно ниже, чем у мужчин, а в некоторых странах женская кривая пошла вверх.

То есть, русским языком, женщины в ЕС стали больше курить, хотя предполагалось, что должны курить меньше. Что вписывается в общий глобальный тренд, касающийся и мужчин тоже.

Дальше, конечно, идет любимая антитабачными силами игра с цифрами. Например, в мире в целом курят только 8% лиц женского пола от 13 до 15 лет, а в ЕС – целых 12%… Ну, давайте напомним об очевидном. «В мире в целом» есть много стран, где женщины вообще не очень курят, так было и раньше, поэтому 8% ни о чем не говорят. А вот 12% дымящих европейских подростков женского пола, притом что в некоторых странах ЕС все и всякие женщины стали курить в истекшем году больше – это заслуживающий внимания факт.

Но не очень неожиданный для карантинного 2020 года. Да вот и на другой стороне земшара, в Новой Зеландии, опубликовали итоги опроса, из которого видно: если засадить людей на карантины, то это делает их настолько несчастными и расстроенными, что втрое повышает шанс на то, что они будут курить больше, чем обычно. А конкретно, те, чья норма была 10 сигарет в день, сейчас увеличили ее до 16.

Как будто мы этого и без всякой науки не знали. Сигарета – особенно верный и нужный друг человека в моменты стрессов. На войне, например. Как тут не вспомнить опыт первого из борцов с курением, Адольфа Гитлера, которому объяснили его военные: хотите проиграть войну – запретите табак на фронте. И солдатам вермахта выдавали несколько сигарет в день, потому что германские медики вычислили скорость впитывания никотина и решили, что больше – это бесполезно, это просто рефлекс в момент стресса.

Суть и смысл всей сегодняшней истории в том, что медицинское лобби попалось в собственную ловушку. В принципе, борьба с курением и жуткая карантинная история – это одно и то же: тоталитарное подчинение человеческого общества даже не политической верхушке (она лишь несчастный исполнитель), а непосредственно громадной индустрии, делающей невиданный по масштабам бизнес на страхах человека за здоровье и жизнь. Но оказывается, что им надо выбирать. Или они пытаются заменить табак (и многое другое) в жизни человека своей продукцией, или загоняют целые общества под домашний арест ради куда больших прибылей и большей власти. Потому что если человек испытывает страх, стресс и прочие вредные для здоровья эмоции, то он, среди прочего, тянется к сигарете, и тогда ваши прежние усилия по изгнанию таковой терпят крах.

Ну, а если попутно выясняется, что регулярное курение играет роль мощного профилактического средства против заражения, и у публики достаточно времени, чтобы обшарить Сеть и найти там неопровержимые данные на этот счет – то картина становится еще ярче. И не помогают отчаянные фальшивки насчет того, что, наоборот, курильщики в зоне особого риска.

Январско-февральское «пробуждение» борцов с курением означает, что эта специфическая часть медицинского лобби осознала масштабы провала и пришла к выводу, что «надо что-то делать». Но — получается, что у них нет ровно никаких средств поддерживать свою кампанию на плаву, кроме уже опробованных и провальных, то есть опять и опять экстремального давления на людей. Логика тут, конечно, есть. Если вам кажется, что вы успешно задавили население целых стран, запретив им работать, общаться с родными, просто выходить на улицу – то вам может показаться, что теперь вы можете все. Особенно если не вам лично надо насаждать такие меры.

И вот мы читаем статью знаменитого Кристофера Сноудона, директора по исследованиям «экономики стиля жизни» и Институте экономики Великобритании. Он подробно разбирает новый документ, созданный Еврокомиссией – это попытка прямого, через головы европейских правительств, контроля над потреблением табака, алкоголя и «нездоровой еды». Правда, пока в виде черновика, который потребует уточнений от разных стран.

Самое интересное, что нет никакого юридического и иного определения, какая еда нездоровая. Но ее, так или иначе, нельзя будет рекламировать. Еще нельзя (частным лицам) ее перемещать через европейские границы, так же как, к примеру, вино – то есть использовать посылочные компании. Туда же засунута попросту безумная инициатива – запретить не сигареты и прочие сигары, а уже вейп… на открытом воздухе.

Сноудон, хорошо знакомый с предметом разговора, четко выявил суть этого документа: дело в том, что множество новых зверских запретов уже проталкивалось, но не нашло поддержки в самых разных государствах. Тогда лоббисты всех этих ограничений зашли на цель по второму разу, но через Еврокомиссию, требуя зверств уже от нее. Кстати, документ ВОЗ, с которого мы начали разговор, тоже призывает к «проявлениям политической воли».

Здесь суть проблемы Евросоюза: его ненавидят за то, что через эту не сильно подотчетную бюрократию самые разные лоббисты проталкивают то, что боятся делать правительства, которые хоть как-то, но зависят от своих избирателей. В результате мы видим то, что наблюдали не раз и в России: министерства и ведомства рапортуют, что антитабачные меры не действуют, а в ответ получают благородное возмущение борцов с курением: наше дело было предложить запреты, а ваше – насаждать их. А мы пока придумаем новые.

Оцените статью