Израиль, который есть, часть третья

Записки афисионадо
День третий Сегодня день переезда и постоянных казусов… С утра выдалось пару часов и мы снова ушли в Старый Яффо.
  День третий
  Сегодня день переезда и постоянных казусов…
  С утра выдалось пару часов и мы снова ушли в Старый Яффо. 
  Если посвятить Яффо больше, обязательно можно увидеть много интересного, необычного и всякого, за чем едут туристы. И правы те, кто говорит, что кроме старого арабского Яффо в ТЛВ смотреть нечего. Но у нас меньше суток, и можно только помечтать, что когда-нибудь… что ещё может быть… и тогда… А сегодня, сегодня в 11 мы сдали апартаменты и уехали на автовокзал, чтобы перебраться в Иерусалим.
  Дома я готовился. 
  Дома я составлял подробный план, откуда, куда и на каком номере мы едем. Но… с автостанциями напутал. 
Центральный автовокзал наступил так быстро, мы даже на бегущую строку в автобусе среагировать не успели и проехали остановку, доехав до «нашей родной» Ха-Хагана, до станции на которую мы прибыли из аэропорта. Возвращались пешком. Шли вдоль автотрассы с двумя ярусами автодорог, мимо грязных и страшных панельных пятиэтажек, и я всё удивлялся: как так живут люди? Пыль, грязь, шум… Впрочем, в Москве я знаю один район, ЖК «Грин хилс», кажется, называется, дом на Андреевской набережной, за номером 1. Стоит в совершенно замечательном месте, с видом на реку Москву, Андреевский монастырь, Вознесенскую церковь и… на Андреевский мост. Третье транспортное кольцо, восемь автомобильных рядов (четыре туда, четыре обратно) и железная дорога Малого Московского кольца. Жуть! Когда-то, когда я только приехал в Москву и искал съёмную квартиру, я зашёл в пятиэтажку на Волгоградском шоссе, как же дрожали в ней полы и стекла, когда по дороге ехал гружёный КамАЗ. А ЖК «Грин хилс», наверное, считается престижным. Может и в ТЛВ тот район тоже престижный? Центр в некотором смысле. Транспортный центр. Ха-Хагана.  А вот и огромный автовокзал. Многоэтажный. Автодороги в Израиле – кровеносные сосуды, а автотранспорт — кровь страны, и отношение к дорожной системе соответствующее. Вход в автовокзал строго через рамку и рентген (вся страна «на фронте»). В автовокзале на четвертом этаже огромный вещевой и продуктовый рынок. С него, кажется, одевается весь ТЛВ. Не в магазинах же они одеваются, там цены, как в ГУМе.
  405-й (посадка на 7 этаже вокзала) собрал не более десятка человек и всего за час отвез нас в Иерусалим. Израиль небольшая страна. В самом широком месте с запада на восток 100 километров. От Акабы на юге до Кирьят-Шимона на севере 400. Любая наша российская область больше. 
  Уже на подъезде к Городу попали в дождь, да не просто в дождь, в ливень! Конец февраля на Ближнем Востоке период дождей-кормилицев. Как прольёт – так взойдёт. Пережидая дождь, а за одно выжидая время (в букинговской выписке стояло: заезд в апартаменты строго не ранее 15-00), мы перекусили пиццей (вкусной пиццей!) и кофе, пошатались по этажам иерусалимского автовокзала и ближе к двум отправились к трамваю, и снова угодили в дождь. На остановке под навесами народа набилось, как селёдки в бочке, но в подошедший трамвай поместились все. Это даже не трамвай, это такой небольшой железнодорожный состав. Сели-поехали… и тут же стало понятно, что едем не в ту сторону. На табло писали совсем не те остановки. (Кстати, GPS так и не работал, прочитал, что это русские его «качают» в отместку за сбитый Ил-20, и я пользовался офлайн-картой без навигации.)
  Пересели и минут за двадцать доехали до «Яффо-Центр». 
  Снова Яффо, и снова дом у нас на улице Шамая, как в Тель-Авиве, а вроде бы специально и не выбирал. Улицу отыскали быстро, с домом немного поплутали. В апартаментах нас ещё не ждали, шла уборка. Мы бросили вещи и ушли искать продуктовые магазины, нужно было определяться с системой питания, кормить нас никто не будет, особенность апартаментов. 
  Шли мы по улице Яффо и поначалу нам всё встречались какие-то обувные, одёжные и строительные магазины, причём одёжные с какой-то совершенно непотребной (на мой взгляд) модой, а Валя приговаривала: «Смотри, смотри, скоро вы все на работу ходить так будете». Раньше я бы не поверил, но сегодня все носят кургузые пиджачки и дудочки, и я уже ничему не удивляюсь. Наконец, свернув на параллельную улицу, мы выбрались с одёжных и строительных и набрели на почти такой же «русский» магазин, как в ТЛВ, чем несказанно обрадовались, и со всех ног поскакали домой проверять: плиту, посуду, холодильник… А дома – немцы! Они уже нас ждали. Устроили засаду. Полгода назад они забронировали «наши» апартаменты и теперь думали в них жить (так, по крайней мере, думали они). Мы срочно связались с хозяином и к нашей радости выяснилось, что немцы снова всё перепутали! (Что немцы? Не вышло у вас? Русский и еврей завсегда против немца дружить будут.) Немцы ушли в соседнюю дерев… простите, «студию», а мы провели инвентаризацию. В апартаментах оказалось всё необходимое. Две комнаты: студия с кухонным набором и маленькая спальня; душ, раковина, туалет; икейная мебель, бестолковый телевизор (только еврейские и арабские каналы) и полезный во всех отношениях «вай-фай». Проверили и ушли в «наш» магазин, откуда случайно вырулили на Рынок на Бен Иегуде (очень сильная достопримечательность; как я понял, все рынки в Израиле — это сильные достопримечательности, евреи же, арабы же). Накупив продуктов, в шесть снова под дождём вернулись домой, приготовили еду на сегодня и завтра, поужинали, выпили вина, слишком много переживаний выдалось на этот день, и выдохнули. 
  Немцы ещё эти… Кстати, не слышно их. Ни губной гормошки, ни криков «шнель-шнель…», ни-че-го. Не тот нынче немец пошёл! Вот помню, батя рассказывал… Хотя ладно. 
  А Иерусалим совсем не такой как ТЛВ. Столица! Настоящая! Почему я всегда думал, что столица Израиля Тель-Авив? Наверное, это такая политкорректность. Специально для арабов. Для покойного Ясера Арафата нашего самого большого и верного друга. Они все большие и верные, только спину не подставляй.
  А вот евреи абсолютно уверены, что столица Израиля – Иерусалим. И точка! Хотя…
  Евреи теряли Иерусалим дважды
  Евреи теряли Иерусалим дважды. Первый раз в 586 году до Рождества Христова. Ослабленное раздорами Иудейское царство оказалось зажатым между молотом и наковальней, между сильным старым Египтом и молодым, набирающим силу Вавилоном. Несколько раз Иудея переходила из рук в руки, становясь то сателлитом египетских фараонов, то спутником вавилонских царей и наоборот, но бесконечно так продолжаться не могло, неудачная попытка лавирования между супердержавами, в конечном итоге привела к фатальной ошибке. Приняв временные военные неудачи Вавилона за слабость, иудеи подняли восстание и… 
  И ведь предупреждали иудейские пророки древности Исайя и Иеремия о колоссальном бедствии. А за полторы сотни лет до этого северное еврейское государство пало под ударами Ассирийской империи, и всё население еще совсем недавно могучего государства было или уничтожено, или рассеяно по всему известному тогда миру (так пропали десять колен израилевых). Иудея тогда устояла, но уроков не извлекла. Высокомерие (как же, «избранный народ») без надлежащего военного и экономического потенциала обычно приводит к ужасным потерям. 
  Узнав про восстание в Иудее, Навуходоносор двинул войска и осадил Иерусалим. Тогдашний царь Иудеи Седекия обратился за помощью к Египту, но предателей никто и никогда не любит, и Иудея осталась один на один со своим страшным врагом. 
  Нужно отдать должное, Иерусалим сражался и выдержал почти полтора года осады. Евреи держались отчаянно, героически, но в конце концов Город пал. Что происходило дальше описано в библейском памятнике еврейской литературы – «Книге пророка Иеремии»: «вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер.31:15). Город и Храм были разрушены до основания, а всё оставшееся население уведено в Вавилонский плен.
  И только через семьдесят лет завоеватель Вавилона персидский царь Кир позволил евреям вернуться из плена и даже дал денег на восстановление Иерусалима. 
  Евреи отстроились. Новые крепостные стены, новый Храм. Начиналась новая эпоха, четырёхсотлетняя эпоха Второго Храма.
  Однако сказать, что жизнь у евреев во времена Второго Храма была безмятежной, никак нельзя. Не успели отстроиться, как нагрянули македонские завоеватели. Александру Великому Храма приглянулся, его политические наследники из Египта – Птолемеи к Иудеи отнеслись терпимо, более того при Птолемее II Филадельфе перевели Тору на греческий, так на свет появилась Септуагинта (перевод семидесяти, текст который как подстрочный лег в основу церковнославянской и других Библий). Но Египетское покровительство закончилось в 201 году, когда Иудея попала под власть другого греческого государства, Сирии. Сирийская династия Селевкидов к евреям отнеслась куда менее приязненно, а Антиох IV Епифан явно издевался. Поставил в Храме статуи греческих божеств, заставлял есть евреев свинину, запрещал обрезание. И Иудея вспыхнула. 
  И в этот раз евреи сумели отстоять свой суверенитет, и еще сто лет наслаждались свободой. Но в 63 году до н.э. римский полководец Помпей сделал Иудею провинцией Римской Республики, а в последствии и Империи. На трон в Иерусалиме посадили Ирода Великого, известного глобальной перестройкой Храма (Храм приобрёл тот величественный вид, который был известен в евангельские времена), убийством своих сыновей-наследников (говорили, что у Ирода лучше быть свиньей, чем родным сыном, свиней иудеи не ели), и избиением младенцев в Вифлееме. Да-да, именно при этом строителе родился Иисус Христос.
  Сказать, что евреи не любили своих оккупантов, ни сказать ничего. Евангелий пронизан этой ненавистью, они (евреи) ждали, что Мессия придёт и… Собственно причиной для распятия Христа стали как раз обманутые надежды на Сына Божьего как на освободителя от римлян. Он же должен был возглавить восстание, победить и сесть на престол в Иерусалиме, правя, не много ни мало, всем миром, а Он… 
  С Христом не вышло. И через тридцать лет евреи совершили новую попытку освобождения и подняли восстание (такой, понимаешь, пассионарный народ). 
  Восстание закончилось трагически, римляне более не стали терпеть беспокойный народ и нанесли сокрушительный удар по Иерусалиму. Город сопротивлялся год, но потом сдался. Десятки тысяч были распяты на крестах, город и Второй Храм разрушены, Храмовая гора распахана. 
  Так свершилось пророчество Христа, сделанное Им за несколько дней до казни: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:2). 
  А евреи на две тысячи лет стали бездомными.
   Валерий Лаврусь
Оцените статью