Бангкокский пророк

Записки афисионадо
Цитаты не были бы такими грандиозными, не будь они взяты из детективного романа, выпущенного еще в 2015 году.

Дословно так: «что-то огромное должно произойти. Понятия не имею что, но оно будет включать локдаун индивидуальных свобод». (Локдаун, напомним, это то самое слово, которым на английском обозначают случившиеся с миром карантины, с закрытием экономик и самой человеческой жизни).

И еще, оттуда же: «человек – единственное создание на Земле, сознающее, что ему придется умереть… Но если ты лишаешься понимания этого факта, то ты уже не совсем человек. Раньше для таких целей была религия. Сейчас скрытый смысл модернизма – предложить выход, который, однако, превратил бы нас в управляемых марионеток. Никто больше не взрослеет. Все бессмертны. Когда целое человеческое сообщество застревает в возрасте тринадцати с половиной лет, с головой, наполненной белым шумом и футболом – тогда те люди возьмут над человечеством власть».

Кто такие «те люди», автор к концу книги объяснит, но и без того его дар предвидения — просто прелесть. Весной, в начале пандемии, я говорил с титулованными вирусологами, которые усмехались: тут кто-то пытается внушить народам мысль, что можно с помощью диких карантинов затвориться от вируса, да и вообще жить вечно. Ну-ну… Кто-то даже испугается и подчинится.

Сюжет книги – а называется она «Бангкокский актив», автор англичанин Джон Бердетт – строится вокруг медицинского эксперимента на территории Камбоджи по выведению новой породы человека, для контроля населения при том самом локдауне индивидуальных свобод. Эти создания одновременно обладают сверхспособностями (физическими прежде всего, например, могут оторвать вам голову голыми руками) и удивительным отсутствием моральных и вообще человеческих качеств.

И опять же прелесть: Бердетт между делом пробрасывает мысль, что такие биологические создания даже нельзя судить за их дела, потому что они не подпадают под определение человека. То есть находятся вне правового поля.

Написать в 2015 году о том, что именно медицина – в лице некоторых ее идеологов и практиков – будет экспериментировать по части контроля над миром, в том числе путем расчеловечивания человека и внушения ему иллюзии бессмертия… это кем надо быть? Как минимум специалистом, всерьез читавшим вполне открытые печатные мечты пророков медицинского лобби насчет того, что человек больше не нужен, мешает.

Начиная со знаменитой книги Френсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек», 1992 год. Про конец-то истории мы все уже поняли, а вот что таких, как мы с вами, не будет… что человека с помощью медицинских и информационных технологий скоро можно будет превратить во что-то принципиально новое и управляемое, в обмен на идею бессмертия – это до недавних пор у Фукуямы и прочих энтузиастов мало кто замечал. А ведь оно было и есть.

Тут возникает вопрос – что это за личность, Джон Бердетт. Прежде всего это вполне успешный писатель, автор шести «бангкокских» детективных романов. Два из них на русский вроде бы не переводились, включая тот, что мы цитировали. Склонен к описанию ужасов и прочего садизма; как вам, например, идея коллекционера татуировок на человеческой коже – содранной непременно живьем, иначе неинтересно. Герой всех романов – наполовину таец, наполовину американец инспектор полиции Сончай Джитпличип.

В этих двух половинках главный секрет автора. Биография Бердетта ровно наполовину азиатская, работает и живет в Гонконге, Бангкоке и иногда во Франции. Дело не только в том, что никто в мировой литературе (кроме покойного Джеймса Клэйвелла) не показывал Азию в таких потрясающих деталях. Таиланд Бердетта, так же как и соседние страны, описан изнутри во всем великолепии и неповторимости. Но главное в ином.

Есть такая жизненная роль – западник (фаранг) в Азии, человек между двумя мирами. Такому фарангу дозволяется быть странным персонажем, с непонятными местным жителям привычками, но тем не менее здесь у нас приемлемая для азиатов часть местного пейзажа. Речь о десятках тысяч человек. Это, прежде всего, мужчины, сбежавшие от ужасов феминизма и женатые на местных настоящих женщинах. Особый случай – ветераны американской войны в Индокитае, которые так и не нашли себе места дома, зато не могли забыть сказочный мир Азии и вернулись туда. И даже не сомневайтесь – вся эта публика толпой присутствует в романах Бердетта. Там, правда, нет никого из таких же десятков тысяч русских, постоянно живущих в том же Таиланде, Камбодже, Индонезии и так далее, но они на этого автора не обижаются.

Почему Бердетт копает гораздо глубже экзотических деталей: ему, как и его герою, действительно удалось зависнуть между двумя мирами, что помогает видеть особенно острым взглядом не столько свой Восток, сколько свой же Запад. Результат – в том числе в его приведенных выше цитатах.

Когда-то великий политобозреватель Всеволод Овчинников на своих семинарах учил будущих зарубежных собкоров «Правды» тому, что человек, профессионально изучавший Азию и бывавший там, способен видеть свою Европу одновременно изнутри и со стороны, свежим и неожиданным взглядом. А вот западник, приезжающий в Азию без подготовки, к сожалению, демонстрирует обратные качества – что вызывает хорошо скрываемое презрение местных жителей. Ну, и биография самого Овчинникова – отличная тому иллюстрация: работал в Китае и Японии, что помогло ему хорошо почувствовать и Великобританию, так, как не чувствовали ее профессиональные британисты…

Все книги Бердетта демонстрируют тот же «эффект Овчинникова». С блеском выписанная азиатская экзотика – да, но этот гонконгский англичанин умеет также замечать в Азии то, что вроде как немыслимо для Европы. Но ведь оно есть, и оно творится прежде всего европейцами, которые думают, что на Востоке можно все. Кстати, виновники тех самых жутких «азиатских» преступлений, о которых речь выше, в этих детективах чаще оказываются западниками, чем коренными жителями.

Что получается: тренировочная площадка для зверств, которые вроде как в других местах случиться не могут. А после азиатских тренировок зверства оказываются возможны уже и во всемирном масштабе — как это произошло с катастрофическим и глобально провалившимся карантином 2020 года. Так что быть пророком оказывается не так трудно, если видишь мир под неожиданным, азиатским углом зрения.

Немыслимо в мгновение ока, под диктовку ничего всерьез не понимающих, но почуявших власть санитарных авторитетов, засадить по домам «свободных граждан мира»? А вы посмотрите, как творчески применил привезенные из Парижа левацкие французские теории камбоджиец Пол Пот, при котором массовое истребление целых классов общества было нормой. Нельзя выжигать джунгли дефолиантом – экологически недружественная акция? Но американцы это делали во время войны в Индокитае. Нельзя взять ветеранов той самой войны и подвергнуть их длительному медицинскому эксперименту, чтобы от них родились дети, уже не вписывающиеся в понятие «человек»? Но это было сделано… правда, только в романе «Бангкокский актив».

Оцените статью