Последний перегон

Записки афисионадо

 Завершен профсоюзный автопробег в честь 70-летия Победы, 110-летия профсоюзов в России и 25-летия ФНПР. Завершая летопись автопробега, в Красноярске к колонне присоединился главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков.

 

  Завершен профсоюзный автопробег в честь 70-летия Победы, 110-летия профсоюзов в России и 25-летия ФНПР. Завершая летопись автопробега, в Красноярске к колонне присоединился главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков. Поскольку всероссийская акция профсоюзов успешно финишировала в Магадане, наиболее интересные сюжеты – в финальном обзоре.

   Автоколонна изнутри.
  Представьте, что вам необходимо провести караван из семи-восьми машин через почти всю территорию страны. При этом вы связаны определенным графиком. То есть должны приехать так, чтобы сотни людей, собравшихся на митинг, ждали вас не слишком долго. Кроме того, машины сами не едут. А это значит, что достаточно большой коллектив мужиков должен действовать единообразно и слаженно. Из сказанного можно сделать логичный вывод: дисциплина в колонне практически армейская. Это относится не только к быту. (Хотя, проводя в дороге ежедневно не менее 10 часов, а то и 18-ти, быт можно уверенно называть походным). Конечно, в колонне «сухой закон». И было бы странно и невозможно совмещать алкоголь с дорогой.
  Машины движутся в определенной последовательности. И в точно такой же последовательности происходит опрос и отчет машин о готовности. Проехали в городе перекресток – идет отчет: «Перекресток прошли». Чтобы было ясно: никто не отстал. А если кто-либо задержался на светофоре, следует доклад, и колонна тормозит, дожидаясь отстающих. В некоторых регионах (не во всех) колонну сопровождает ДПС. В этом случае представитель колонны с рацией садится в машину сопровождения.
  Во время движения колонны командир пробега Евгений Макаров регулярно запрашивает отчеты о заправке машин топливом. Перед тем как начать движение, команды экипажей рапортуют о готовности. Я оказался в экипаже УАЗа «Патриот», который носил позывной «Быстрый». О других экипажах – с позывными «Патриот», «Самурай», «Джигит», «Победа», «Штабной», «Хантер» — уже немного рассказывал мой предшественник, журналист Александр Цветков.
  Режим жизни выглядел так. Подъем обычно часов в семь. При этом для водителей утром и вечером проводилось техническое совещание по состоянию машин, возможным проблемам и т.д. Понятно, что совещания отнимали еще толику отдыха. Но без жесткого контроля за состоянием техники, думаю, колонна была бы еще на Волге… После завтрака — выезд на митинг, если он не состоялся прошлым вечером (если митинг уже был, значит, сразу в путь).
  Алгоритмы митингов были похожи от региона к региону. Обычно слово предоставлялось руководителям автопробега – председателю ФНПР Михаилу Шмакову и командиру колонны Евгению Макарову. Конечно, выступали ветераны, местные профсоюзные руководители, представители власти. Далее – возложение цветов к местам памяти павших воинов, минута молчания… Региональные власти, кстати, практически всюду проявляли к автопробегу живой интерес. Кроме выступлений на митингах, примерно в половине регионов прошли встречи Михаила Шмакова с первыми лицами. Конечно, длительность этих встреч варьировалась: от пятиминутки после митинга до торжественного обеда.
  После митинга – в дорогу. В течение дня колонна преодолевала расстояние от 400 до 1000 километров. Много это или мало? Нужно понимать, что скорость движения колонны, тем более с прицепом, где ехала «Победа», высокой быть не может. Максимально быстро мы ехали по хорошей дороге – со скоростью до 90 километров в час. Но чем хуже и опаснее дорога, тем ниже скорость. На некоторых участках она не превышала 40-45 км/ч. Кстати, скорость в колонне регулировалась тоже централизованно, согласно командам начальника колонны. Примерно через три-четыре часа движения следовала остановка под кодовым словом «рекламная пауза», перекур. В середине дня – обед: либо на капоте сухим пайком, либо, если получалось, в населенном пункте в местном кафе. И снова в путь…
  На всем маршруте колонну сопровождали секретари ФНПР по федеральным округам – каждый по своей территории. Их функционал заключался в контактах с региональными профобъединениями, в оперативном разрешении всех технических вопросов (от контактов с дорожно-постовой службой до быстрого розыска технического сервиса, необходимых деталей) и всех вопросов проведения официальных мероприятий. Кстати, руководители профобъединений традиционно встречали колонну на границе своего региона и провожали до выезда. Претерпевая все бытовые тяготы переезда.
   Местные особенности.
  По ходу движения в разных регионах запомнились совершенно разные культурологические, походные и бытовые нюансы. Где-то больше, где-то меньше – просто в силу скорости проезда, времени суток или особенностей встречи. Скажем, Иркутская область – это Байкал, а Бурятия – огромный монумент: голова Ленина в центре Улан-Удэ. А вот Забайкалье запомнилось местным этнографическим ансамблем, который встречал автоколонну. Это был настолько колоритный вариант «бурановских бабушек», что под их приветственную песню заплясала не только председатель Забайкальского профобъединения Зоя Прохорова. Даже Евгений Макаров, человек серьезный и облеченный, был вынужден сделать несколько па. Ну и, кроме того, Забайкалье – это единственный регион России, где я видел в нескольких местах установленные у дороги ветряки и солнечные батареи.
  Амурскую область мы пересекли с краю, повернув от Сковородино наверх, к Якутску. Но вот что интересно: в тех местах практически невозможно найти цветы. Поэтому для возложения цветов к памятнику воинам цветы везли аж из Благовещенска, за 700 километров…
  Председатель ФНПР Михаил Шмаков за рулем УАЗа, поднимающийся на снежный крутогор в 45 градусов, — зрелище сильное…
  Другое сильное зрелище – это когда после небольших амурских поселков и длинной снежной дороги в развилке между двумя горами на горизонте внезапно появляются белые многоэтажки Тынды. Уж чего совершенно не ожидаешь, так это современных строений в тайге. А вот представьте!
  От федеральной трассы Якутск отделяет река Лена. Летом через Лену перевозит грузы паромная переправа. Мост через реку собирались строить царская, советская и российская власть последовательно. Пару лет назад собрались «уже совсем точно в 2015-м». Но грянул кризис, и мост снова стал фантастикой. Поэтому наша автоколонна передвигалась точно так же, как зимой ехали в Якутск 200 лет назад: около шести километров по льду реки. Это не особенно опасно, поскольку толщина льда обычно полтора-два метра. В этом году морозы были недолгие и небольшие – только перед Новым годом температура опустилась ниже 50 градусов. Во время наших перемещений по Якутии лишь ночью становилось прохладно – под минус 40, днем было терпимо…
   Цены на топливо в Якутии ошеломляют, уверенно выходя за 40 рублей за литр.
  Дорога от Якутска до Магадана, в принципе, есть. Всего ехать около 2000 километров. Понятно, что щебенка. Интернет в населенных пунктах работал тоже «в принципе». Более того, отъехав от Якутска километров на 250, мы обнаружили, что часть дальнейшего пути обозначена как «перспективная дорога» и около 10 километров запросто идет по льду застывшей реки Алдан. Как происходит движение летом, осталось тайной…
  Горные перевалы в Якутии – это песня! Очень красиво. Практически Швейцария. Не хватает только дорог, озер, шале и лыжниц. Вместо них канистры – «Огнеопасно».
  На въезде в Оймяконский район встречали местные активисты с хлеб-солью. Недалеко располагался Полюс холода – одно из мест на планете с официально зарегистрированной минимальной температурой. В Оймяконе этот минимум составлял минус 71,2 градуса по Цельсию. На момент нашего проезда мороз был всего градусов 18. Но за счет пронизывающего ветра символическую встречу с богом холода немного сократили. Девушки с хлеб-солью держались стоически…
  На трассе от Якутска до Магадана проехали несколько небольших поселков-городков, где останавливались на ночлег. Особенно впечатлила Усть-Нера. Возможно, из-за того, что основной профиль городка – промышленная добыча золота, цены зашкаливали. Стоимость койки в «двухкоечном нумере» обошлась в 2600 за ночь. Сыр типа «Российского» в магазине стоил около 800 рублей за килограмм. Бутылка минералки – от 90 рублей…
  Городки вдоль трассы до Магадана – это вообще отдельная тема. Медленно разрушающиеся капитальные здания, схлопывающееся производство, уезжающее население – все это проблемы, которыми еще позавчера должны были заниматься и местные, и федеральные власти. Инициатива, согласно которой всем желающим будет бесплатно выделяться гектар земли, — это, конечно, прекрасно. Другое дело, что здесь можно легко выделять и по 10, и по 100 гектаров. Вопрос в том, на какие деньги будут строиться инфраструктура, обеспечиваться доступ к электроэнергии, ремонтироваться дороги? Вот на эти вопросы нет пока должного ответа…
  В ночь на 8 апреля профсоюзный автопробег преодолел последние 700 километров и прибыл в точку назначения – Магадан.
   Финиш!
  Как ни странно, до сих пор разнятся версии, какое именно расстояние преодолел профсоюзный автопробег. Дело в том, что по бумажным картам выходило около 14 тысяч километров, а по спутниковому GPS – около 16 тысяч. Но разница не принципиальна. В любом случае событие, без преувеличения, историческое. Если посчитать число участников акций, читателей публикаций, зрителей телесюжетов, автопробег, посвященный годовщине Победы и юбилею профсоюзов, привлек внимание сотен тысяч людей. Возможно, миллионов. Автопробег стал демонстрацией организационных возможностей профсоюзов. Сегодня в России нет других негосударственных организаций, способных провести колонну за такие сроки (месяц) по такому маршруту (Москва-Магадан). Автопробег показал – цитирую Евгения Макарова, — как «несгибаемая воля профсоюзов ведет нас на северо-восток». И я могу только восхищаться теми, кто проехал маршрут по всей протяженности. 6, 8, 10, 14 часов в день за рулем по сложным дорогам… Стальные люди! Наши профсоюзные киборги.
   Не знаю, когда и куда именно поедет следующий автопробег. Но я записываюсь заранее!

   Александр Шершуков,
   главный редактор газеты «Солидарность»

Оцените статью