Правила дорожного движения от чемпиона

Гостиная
Гостиную Московского сигарного клуба посетил Антон Захаров, российский автогонщик, чемпион России и чемпион Москвы по автомобильному ралли, чемпион Москвы по кольцевым автогонкам, неоднократный призер чемпионатов РФ по кольцевым автогонкам и ралли.

Гостиную Московского сигарного клуба посетил Антон Захаров, российский автогонщик, чемпион России и чемпион Москвы по автомобильному ралли, чемпион Москвы по кольцевым автогонкам, неоднократный призер чемпионатов РФ по кольцевым автогонкам и ралли.

  Андрей Лоскутов: Антон, трудно правильно водить машину?

  Антон Захаров: Правильно водить трудно. Как показывает практика, большинство, к сожалению, водит не совсем правильно. Мягко говоря.

  Андрей Лоскутов: Значит, вы наверное за рулем всегда ругаетесь?

  Антон Захаров: Почему?

  Андрей Лоскутов: Ну вы же говорите — большинство ездит неправильно. Значит, вы едете и ругаетесь… Нужно же как-то сбрасывать весь этот негатив.

  Антон Захаров: Я сбрасываю на гоночной трассе, где можно разогнаться, погонять.

  Андрей Лоскутов: Как у вас всё это началось?

  Антон Захаров: Всё началось с увлечения автогонками, потом я стал профессиональным спортсменом. Удалось достичь определенных результатов. Но в конце концов все мы приходим к тому, что надо выходить на пенсию. Мне стало жаль того опыта, который был накоплен в соревнованиях, и я понял, что надо им делиться. Таким образом я попал в преподаватели, затем уже организовал свою собственную гоночную академию, которая, в частности, занимается обучением водителей. Но это не обучение с нуля, не для получения прав, а это для того, чтобы безопасно управлять автомобилем.

  Андрей Лоскутов: А когда вы начали, то гонялись на чём?

  Антон Захаров: Гоняться начал лет с 13-ти, тогда там были специальные юношеские соревнования.

  Андрей Лоскутов: Там – это где?

  Антон Захаров: В Москве, да вообще в СССР проводилось много чемпионатов. Например, чемпионат по фигурному маневрированию среди юношей и девушек.

  Андрей Лоскутов: Это система ДОСААФ?

  Антон Захаров: Нет, при поддержке ДОСААФ, но ступенькой ниже. У нас были обычные дорожные автомобили: москвичи, жигули, копеечки, шестерочки. На них гоняли. Гоняли очень здорово. Вообще, автомобильный спорт в СССР был развит хорошо, уровень спортсменов был высоким. Техники не хватало, машины были слабенькими, поэтому результаты на мировой арене можно было посчитать по пальцам. Но ехали очень здорово.

  Андрей Лоскутов: Сколько раз в своей жизни вы бились?

  Антон Захаров: Трудно сказать. Есть такое событие в жизни автогонщика – крыша, то есть переворот автомобиля. Крыш в моей жизни было много, наверное, больше 20. Это так, самая мягкая авария обычно. А в серьезную аварию попадал два раза.

  Андрей Лоскутов: На гонках или в жизни?

  Антон Захаров: Один раз на соревнованиях, один раз, возвращаясь с тренировки. Это была самая серьезная авария. Уходя от столкновения со встречным автомобилем, очень здорово разложились.

  Андрей Лоскутов: То есть правду говорят, что чемпионы по плаванию гибнут во время обычного купания?

  Антон Захаров: Что-то около того. Стандартная ситуация, просто от этого никто не застрахован. Мы после тренировки ехали, вроде как самое серьезное миновало, ехали не пристегнутыми в спортивной машине.

  Андрей Лоскутов: А нужно всегда пристегиваться?

  Антон Захаров: Всегда. Обязательно. Ремни безопасности спасли большое количество жизней, антипримеров на моей памяти нет. Фольклора много, а реальных примеров – нет.

  Андрей Лоскутов: Скажите, а много в России людей таких, как вы?

  Антон Захаров: Реальных профессионалов порядка 5-10 человек.

  Андрей Лоскутов: 5-10? Погодите, но только в ГОНе (гараж особого назначения) – несколько десятков.

  Антон Захаров: В ГОНе нет преподавателей и инструкторов, их там не осталось. Да и ГОНа самого нет, есть автобаза Управления делами президента, там есть хорошие парни, которые в прошлом были спортсменами, но обучением они не занимаются.

  Андрей Лоскутов: Но президента возит не гараж…

  Антон Захаров: Это отдельная тема. Его возят люди из ФСО. У ФСО есть свой полигон, есть группа инструкторов, есть условия для того, чтобы тренироваться. Но программы, по которым готовится картеж президента, — они закрыты.

  Андрей Лоскутов: То есть вы не знаете?

  Антон Захаров: Точно не могу сказать.

  Андрей Лоскутов: Даже не догадываетесь?

  Антон Захаров: Догадываюсь. Потому что в свое время даже водители первых лиц государства занимались контраварийной подготовкой. Были хорошие занятия, очень интересные. Потом это потихонечку, с развалом СССР, сошло на нет. Возможно, сейчас в какой-то степени восстановили, в какой – не знаю.

  Андрей Лоскутов: Есть какие-то хитрости вождения, которые, как правило, водители не знают, но вы можете нам их раскрыть?

  Антон Захаров: Хитростей много. Но самое основное правило, позволяющее управлять автомобилем безопасно, — это быть здесь и сейчас. Актуальная проблема, с которой сталкивается, я думаю, 90% водителей. Посмотрите вокруг себя в пробке, — сколько увидите водителей с телефонами? Это основная причина мелких аварий, когда кто-то кому-то въехал в зад, например. Такой образ поведения в пробке мешает переключиться на езду. И когда пробка заканчивается, автомобиль выходит в режим 80 км/час, сам водитель внутренне остается еще в этой переписке, в гаджете, и ситуацию оценивает плохо. Есть мнение: чтобы доехать из точки «А» в точку «Б» быстрее, надо проявить некоторую ловкость на дороге.

  Андрей Лоскутов: А на самом деле?

  Антон Захаров: На самом деле, для того, чтобы быстро ехать, в первую очередь, надо знать особенности движения на той дороге, по которой вы едете, потому что всегда есть те ряды, которые двигаются быстрее. И, используя эти потоки, можно ловко плыть по течению.

  Андрей Лоскутов: Мы знаем эти ряды. Самый проходной – правый, самый непроходной – левый.

  Антон Захаров: Наша автомобильная культура еще такова, что правый ряд самый быстрый. Все происходит от того, что мы не до конца понимаем, что мы делаем и недостаточно уважительно относимся друг к другу.

  Андрей Лоскутов: Еду однажды по Австрии. Два ряда. Плюс справа – технический. По нему — ни одной машины. Я вставал в этот правый ряд и дую спокойно, всех обгоняя. Смотрю сзади – мигалочка… Догнали, поговорили, очень было неприятно.

  Антон Захаров: Там — да. Там с этим строго.

  Андрей Лоскутов: Их законопослушность – она у нас возникает?

  Антон Захаров: Общий фон меняется. Скажем, на рубеже 90-х годов у нас были дневные и ночные правила.

  Андрей Лоскутов: Но камеры теперь работают и ночью.

  Антон Захаров: Да, теперь у нас появились камеры, в целом стало меньше желания нарушать. Общий фон меняется.

  Андрей Лоскутов: Значит, увеличение числа камер и неотвратимость наказания — это и есть главный воспитатель?

  Антон Захаров: Я думаю, увеличение количества камер – не путь и не способ. Как показывает мировая практика, камер должно быть ограниченное количество, людям все-таки надо давать возможность нарушать, для того чтобы, садясь за руль автомобиля, можно было передвигаться достаточно быстро, для этого, собственно, машины и покупаются. Но и расстановка камер должна быть соответствующей, чтобы опасные участки отслеживать и останавливать поток там, где это необходимо. Вместе с тем должна быть и пропаганда культурного поведения за рулем. И вот это понятие – культурное поведение за рулем – оно как раз и подразумевает, что мы в первую очередь понимаем, что такое опасность. И не выходим за рамки допустимого риска. Пример простой – у нас в городе практически нигде нет знаков «жилая зона», там, где скорость движения должна быть ограничена двадцатью км/час. У нас обычно везде считается, что 60 км/ час – это ограничение скорости. С учетом «медведевских» 20 км можно ехать 80. Формально можно 80 км/час по узенькой улице, которая справа и слева заставлена автомобилями, рядом дома, и кто там выскочит из-за припаркованных автомобилей и что произойдет – вы не знаете. Значит, категорически нельзя даже 60 км/час ехать в такой ситуации. Нельзя!

  Андрей Лоскутов: Вы говорите о культурном поведении на дороге, но оно не может быть только на дороге, оно должно быть в кинотеатре, на работе, в семье.

  Антон Захаров: Конечно, нельзя быть культурным в одном месте. Вообще, надо стремиться к тому, чтобы вести себя везде достойно. Но на дороге есть определенные правила, к которым можно отнести, опять же, лимит скорости – простейшее правило, позволяющее двигаться всегда безопасно и избегать проблем. Никогда не превышайте скорость больше чем на 30 км/час от разрешенной. Это дает возможность отслеживать ситуацию, адекватно реагировать.  Для этого уровня и навыков обычного водителя хватает. Хотя они, к сожалению, сильно отличается от того, что было, скажем, 20 лет назад.

  Андрей Лоскутов: В чем отличие?

  Антон Захаров: Любой спортсмен, даже очень высокой квалификации, если не тренируется, — деквалифицируется… Уровень автоматизации автомобиля плюс затруднение движения, общее резкое падение скорости, тотальная доступность зимой шипованных или зимних шин – все это привело к тому, что мы стали реже попадать в опасные ситуации, мы стали реже поскальзываться. Люди за рулем просто теряют навык, теряют понимание, что опасно, а что нет.

  Андрей Лоскутов: То есть — сейчас вывозит техника, а раньше — профессиональные навыки?

  Антон Захаров: Верно. Те, кто не имел этих навыков, быстро дорожное движение покидали: разбил автомобиль – новый не купить, в сервис не пристроить, всё, снова стал пешеходом. В сложной ситуации успех обеспечивает хорошее чувство автомобиля. И это чувство автомобиля – то, что мы сегодня теряем.

   Продолжение в понедельник, 25 сентября.    


Оцените статью