Исчезнувшая цивилизация. Майя никуда не уходили. Часть I

Гостиная
Участники Сигарной гостиной вновь повышают свою человеческую квалификацию. На этот раз вместе с профессором, доктором исторических наук Галиной Ершовой, ученым с мировым именем, директором Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, автором 250 научных, научно-популярных, литературоведческих и художественных публикаций

Участники Сигарной гостиной вновь повышают свою человеческую квалификацию. На этот раз вместе с профессором, доктором исторических наук Галиной Ершовой, ученым с мировым именем, директором Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, автором 250 научных, научно-популярных, литературоведческих и художественных публикаций. В этот вечер члены Московского сигарного клуба и Российского сигарного союза погрузились в историю древнего мира, где познакомились с культурой, бытом и жизнью представителей, пожалуй, самого мистического народа – майя.



  Андрей Лоскутов: Сегодня мы знакомимся с уникальным человеком. Человеком, который занимается предалеким прошлым – Галина Гавриловна Ершова, профессор, крупнейший в мире специалист по цивилизации майя. Наш сегодняшний вечер посвящен этой цивилизации, тем загадкам, которые она после себя оставила, и тем отгадкам, на которые находятся ответы ученые центра, руководимого проф. Ершова. Что стало итогом их  работы и что мы можем вытащить из того далекого прошлого в наш сегодняшний день – обо всем этом говорим сегодня.

  Галина Ершова: Насчет выводов – еще не вечер. Мы продолжаем проводить исследования, там еще много чего может нарисоваться на горизонте майя. Начну с того, что для нас, работающих над изучением народов майя, главный, можно сказать, святой человек – Юрий Валентинович Кнорозов. Человек, который дешифровал письмо майя. Если говорить, что была цивилизация на Американском континенте, заметим, единственная письменная цивилизация на целом континенте, то услышать то, что говорили сами майя и понять то, что говорили сами майя – можно стало только благодаря этому советскому ученому. Потому что все, кто там работал, — американцы, в основном, англичане – они, в общем, хотели очень сильно дешифровать это письмо, но не могли.

   Андрей Лоскутов: Почему не могли? Знаний не хватило?

  Галина Ершова: Отчасти не хватило знаний, потому что все выстраивали, начиная с XIX века, некий такую парадигму, подобную той, что сделал Жан-Франсуа Шампольон, который дешифровал египетское письмо. Но это была достаточно примитивная задача – на уровне средней школы. Он взял три надписи, записанные разным видом письма, но при этом одинаковые, на них имена были выделены картушем, он сопоставил все это и догадался, что это одно и тоже. То, что сделал Кнорозов, — на порядок больше, он разработал систему дешифровки древних систем письма. Он создал то, чего вообще не существовало ни в мировой науке, ни в мировой культуре. Этим самым методом можно дешифровывать любое древнее письмо. Поэтому российская школа работы с древними текстами, в том числе и в исследованиях майя, – единственная в мире гуманитарная школа, которая имеет мировое признание и не имеет отношения к русской культуре. Потому что наши самые выдающиеся ученые – это те, кто изучал Россию, а здесь — общемировое культурное наследие.

  В 90-х нам было очень тяжело, потому что, как сами прекрасно знаете, денег не было вообще никаких, мы сидели в маленькой комнатенке, получали зарплату, равную 60 долларам. Тем не менее мы продолжали развивать школу. Потом, конечно, жизнь начала налаживаться, мы стали проводить исследования уже на территории Мексики и Гватемалы (у нас есть центр в Мексике и постоянный центр в Гватемале). И это совсем другая реальность.

  Андрей Лоскутов: Когда у майя все началось? Немного хронологии для общего развития, пожалуйста…

  Галина Ершова: Культура майя,  американская культура вообще возникла чуть позже того, что называется цивилизацией Старого Света. Почему так получилось? Не из-за того, что они какие-то недоразвитые, отсталые. Дело в том что американский континент был заселен через нашу Камчатку, где-то 40-50 тысяч лет до нашей эры. Континент был большой, заселялся медленно. И пока группы собирателей, пришедшие сюда, обхаживали этот регион, объедали новые территории, ничего не менялось, не было развития. Это было такое состояние, когда можно не включать мозги, а только есть то, что рядом. И это состояние было достаточно длительным.

  Цивилизация начинается тогда, когда становится тесно, когда ты размножаешься, когда твой сосед размножается, а земля не резиновая, всем надо есть. Вот тут выигрывает тот, кто включает интеллект. И территория от Мексики до Никарагуа (условно), – самый привлекательный и сытный регион, где тесно стало раньше, чем в других местах. Вот там и стали быстрее включать мозги, то есть переходить от этого экстенсивного обжирания к интенсивному изобретению технологий и развитию знаний. То есть человек существо такое – «Гром не грянет, майя не перекрестятся».

   Андрей Лоскутов: У них было как у нас – подсечное земледелие?

  Галина Ершова: Ну да. Все – по общим мировым стандартам. Везде осваивается реальная окружающая среда, то есть никаких там инопланетян, ничего такого невероятного нигде нет. Все совершенно банально: осваивается то, что есть в природе. И где-то во втором тысячелетии до нашей эры в этом регионе возникает первая цивилизация –вдоль тихоокеанского побережья. И уже в начале нашей эры появляются майя. Получается так, что культура майя наследует свои знания и технологии от своих предшественников – ничего ни от куда не появляется.

   Андрей Лоскутов: Они, кстати, к тому времени уже закурили сигары?

  Галина Ершова: Судя по всему, сигары уже были. Все допинговые объекты были хорошо известны и использовались – например, отвар из лилии, как психоделик, сигары, как психоделик. У тех сигар был разный состав, — травы и много всего другого. Я участвовала в одном индейском мероприятии года два назад – у них там тоже везде сигары были, которые они курят. Но там полный ужас – даже если просто издали понюхать незажженную сигару, уже плохо становится. А им все нравится.

  Андрей Лоскутов: Как в известной песне: настоящему индейцу все всегда везде ништяк.

  Галина Ершова: Сигара в мезоамериканском регионе, особенно для майя – вещь почти колдовская: это атрибут колдуна, жреца. Они считали, например, что комета – сигара жреца. У них постоянно идет связь – сигара и путешествие по иным мирам. На всевозможных изображениях божеств или каких-то управляющих персонажей – всегда есть сигара. Что любопытно, чаще всего это появляется в изображениях, связанных с обучением астрономии. Сама сигара – «комета» и одновременно – способ облетания верхнего пространства, когда человек, жрец, должен знать, как все устроено.

  Например, в 2012 году была эта выдумка с концом света. Все отталкивалось от текстов, связанных с астрономией, абсолютно классической астрономией, которая излагалась языком древних мезоамериканцев, майя, – тот язык, который непонятен современным людям. Там как раз говорится об устройстве вселенной: семь планет, окружающих солнце, и божество, управляющее всем этим. Тот, кто управляет планетами, сидит и курит сигару. Причем сигары курили лежа, сигары курили сидя. Есть изображения в рукописях майя, где лежит кверху пузом аж целый ряд персонажей, курящих сигары.

  Андрей Лоскутов: Курили и предсказывали? И тексты этих предсказаний вы тоже перевели?

  Галина Ершова: Предсказания, которые были, которые реальные, — их перевел Кнорозов. А все остальное — мифы, сказка. На самом деле, предсказания майя не выходят за пределы человеческой жизни. Кому интересны предсказания через 2000 лет? Им было все равно, что будет через 2000 лет. Они делали предсказания максимум на 20 лет. 20-летие – тот цикл, который охватывал твою жизнь, жизнь твоих потомков, поэтому надо было понять, что будет происходить, какая будет погода и что надо делать, к чему готовиться. Они были прагматиками. Ни одна культура не выживает фантазиями. Все живут очень конкретными знаниями. Эти конкретные знания – то, что помогает выживать и двигаться вперед, одерживать победу над конкурентами. А то, что преподносилось как конец света, – современные фантазии.

  В тех письменах ведется астрономический расчет прецессионного перехода. Наверное, вы все знаете, кто вы по знаку зодиака. Зодиак – это созвездие, расположенное на дорожке, по которой бегают все планеты. В самых ранних христианских церквях посреди храма обязательно был зодиак и 12 созвездий соответствовали 12 апостолам.

   Андрей Лоскутов: Почему же все так перепугались?

  Галина Ершова: Суть этой истории вот в чем. Нулевой год до нашей эры. Земля, вращаясь, как юла, каждые 2000 лет проходит известное астрономическое явление. В том самом нулевом году солнце начало входить в созвездие Рыб. Это астрономическое явление заметили как в Старом Свете (возникает христианство как объяснение астрономического явления), так и в Новом Свете. Жрецы майя рассчитали, что через столько-то лет произойдет такое новое изменение. Этот расчет был очень красивым со всех сторон – астрономической, математической. Солнце вошло в созвездие Рыб, двигаться по нему оно будет 2000 лет, потом из него выйдет, перейдет в следующее. Как раз именно этот процесс и пришелся на 2012 год. Никакого конца света нет, майя даже речи об этом не вели. Зачастую то, что мы получаем через СМИ – бред, который все с удовольствием воспринимают, с упоением говоря о конце света. Но это уже что-то из области коллективного гипноза. Кстати, это тоже древние техники, майя их отрабатывали и использовали. Это относится и к тому, с чего Кнорозов начинал. Изначально он заинтересовался не древними майями, а шаманскими практиками, его привлекло то, что, майя развивались изолированно от Старого света – от египтян, китайцев и пр. Везде разные названия практик, а суть одна. Именно это и было интересно – Кнорозов пытался понять, как работает человеческий мозг, создающий единые модели без взаимодействия с окружающим миром. Коллективный гипноз – одна из таких любопытных вещей.

  Андрей Лоскутов: Пример коллективного гипноза из сигарного мира – мы много раз объясняли, что сигара не крутится на бедре мулатки, но все уверены: мулатка, бедро, сигара. Видимо, 2012 год – это и есть пример такого массового сознания.

  Галина Ершова: Человек с удовольствием идет по пути, который ему показали. Зачем же напрягаться и думать? Тут еще ухудшает ситуацию понятие коллективного психоза – о нем в начале XX века писал психиатр Владимир Бехтерев. Я анализировала случаи коллективного психоза, когда люди начинают верить в одно и то же, не хотят от этого отказываться и их трудно сдвинуть с этой точки зрения.

  Андрей Лоскутов: Один из примеров такого массового психоза – примерно с 1980 года мир подался массовому антитабачному психозу. Все говорят о том, что курение – это смерть, смерть, смерть. Как кстати, Вы относитесь к антитабачной кампании?

  Галина Ершова: Это бред, по-моему, полный. Это опять же из нашего мира, где все и во всем должны быть толерантны. Например, когда человек приходит к какой-нибудь шарлатанке, колдунье, она обещает, что вылечит, но для этого он должен, не знаю, встать в пять утра и чихнуть в окно, потом собрать росу, через две секунды еще что-то сделать. Человек впадает в эту систему следования неким указания. И когда нам навязывают, что нельзя курить, мозги  человека поворачиваются — они заняты только следованием этому бреду. И антитабачная кампания, мне кажется, из этой же схемы.

  Андрей Лоскутов: Спасибо за поддержку. Мы это ценим. Теперь к тому, что Вы сказали: правильно ли я понял, что есть разные народы, не связанные друг с другом никакими границами, но вдруг создающзие какие-то единые схемы поведения, так?

  Галина Ершова: В принципе все человечество развивается по единой модели. Ничего принципиально нового нет нигде. Абсолютно одни и те же схемы. Все люди обладают одинаковыми рецепторами, будь они в Африке, Америке или Европе. Человек воспринимает окружающий мир, реагирует на него, ничего другого человеку не дано. Социальные модели одинаково развиваются.

  Например, есть такое слово, как матриархат. В племенных системах, еще 30 000 лет до нашей эры, существовали системы не социальные, а репродуктивные. Родство отсчитывалось по материнской линии, по материнскому роду, как у евреев – мать является носителем этой крови. Она следит за порядком в этой репродукции, чтобы не было уродов, дегенератов и пр. Возникает логичный вопрос – а для чего существуют мужчины? Благо был такой замечательный ученый, создавший теорию пола, которая говорит, что мужчина – постоянный эксперимент природы. Если мы берем одного мужчину и 1000 женщин, – жизнь продолжается, а если мы берем одну женщину и 1000 мужчин, – жизнь прекращается. Мужчина – он не нужен. Его надо мало. Зачем тогда природа создает мужчину? На самом деле, создает его как постоянный эксперимент, то есть все новое, что приходит на уровне генетики и на уровне освоения природы, – сначала мужчина осваивает. Именно поэтому у мужчины у первого появляются новые эволюционные признаки, в том числе и левополушарное мышление мозга, то есть то, которое планирует действие, то, которое уходит от женского пространства «здесь и сейчас», он расширяет пространство для будущей защиты своего потомства. Это большая ответственность. Мужчина первым развивает стратегию, тактику выживания на глобальном уровне. Это все действительно так. В чем это проявляется? В XIX веке Энгельс прочитал замечательную книгу американского ученого Моргана, который описал устройство семьи и общества индейцев ирокезов. В чем там была фишка? Там были большие дома, которые считались женскими – в них заправляла тетка, бабка, все женщины при них были, дети. Муж приходил из другого такого же дома, на него смотрели, какой от него может быть прок, если прока не было, или что-то не устраивало – вещи в узелочек связывали, к порогу выставляли, и он возвращался в дом к своей маме. У майя точно также – мужчина приходил, жил, на него смотрели, если что выкидывали – нечего такого держать. Но когда возникла необходимость больших территориальных разборок, глава женского дома назначала Совет. Этот Совет известен как один из первых органов мужской власти. Женщина не могла близко подходить к Совету, но именно она назначала этот Совет. Если видели, что мужчина в этом Совете не решает стратегические проблемы – бездельника убирали, а на его место ставили другого. Вот, этот механизм – женщина бьется за самосохранение.

  Андрей Лоскутов: Чувствую, Вам эта схема нравится, Вы так ее описываете…

  Галина Ершова: Нет, она мне не нравится. Дело в том, что помимо майя я занимаюсь еще и теорией происхождение и устроение общества: в нем обязательно есть функциональная оппозиция – одна часть сохраняет состояние системы, другая, — изменяет. Гармония происходит только тогда, когда две эти части находятся в балансе. То, что я сейчас рассказала, — только один фрагмент всей теории, но именно он самый забавный. Когда изучаешь систему родства майя, где понимаешь по термину, что вроде бы женщина везде главная, но в реальности власть мужская была, заправляли всем именно мужчины, тогда и понимаешь родовую схему – от перехода сохранения власти к схеме политической власти, которая действительно мужская.

   Андрей Лоскутов: Этот этап – этап начала цивилизации?

 Галина Ершова: Не совсем. Когда мне сейчас говорят о том, какая замечательная община, где женщины такие боевые, взяли власть, управляют всем. Но в этом нет ничего прекрасного. Потому что это говорит о том, что данное общество деградирует. Общество, где женщины занимают политическую власть, — это общество деградирующее. Это абсолютный признак, потому что мужчины в таком случае спиваются или отказываются от деятельности. Тут много проблем разных возникает. Но ничего не происходит и не существует случайно – во всем есть закон, во всем есть правила, общие для всего человечества. Кнорозову особенно нравилось то, что майя изолированы. Первое, что он начал доказывать, было то, что американский континент с точки зрения цивилизации развивался изолированно от Старого Света. Американский континент позволил понять, что общество развивается по внутренним законам, которые определяет человек.

  Андрей Лоскутов: В феврале у нас была встреча с Константином Куксиным, который занимается кочевыми народами, он также говорил о повторяемости — к народов масайи на юге и чукчей на Крайнем Севере.

  Галина Ершова: Советский ученый Виктор Аршавский обнаружил любопытную закономерность по чукчам, раз о них заговорили. Говорили — северные народы спиваются, 60% детей находятся в интернатах для умственно отсталых. Когда было проведено обследование, чтобы понять в чем же дело, оказалось, что эти дети абсолютно нормальные. Но у северных детей другая модель восприятия мира – правополушарная: мир воспринимается ими прежде целостным, а потом начинает фрагментироваться, а учебники предназначались для детей левополушарных. Им было невозможно войти в этот материал.

  Кстати, индейцы – правополушарное население. Когда индейцу начинают совать пачку денег – «давай беги туда-то и делай то-то», он может развернуться и уйти. Правополушарное восприятие мира, когда человек не расчленяет мир на кусочки, а видит целостно. И эти вещи – универсальны.

  Тема майя больше всего интересна именно тем, что можно понять человека в общем виде, без ссылок на какие-то заимствования, понимая — это наши общие  законы.

См. также текст статьи часть II, фоторепортаж и видеоролик



 

Оцените статью