Вернуться в Астрахань

События
Есть лица, на которые в толпе хочется оглянуться. Таково лицо Астраханского сигарного фестиваля «Золотая Орда». Даже в сильно-фестивальном графике этого года – Челябинск и Оренбург, Рига и Таллин, Омск, Валдай, Саратов, - даже в этом уже утвердившемся созвездии Астрахань засверкала ярко и самостоятельно. Хочется оглянуться и вспомнить особенные моменты этого праздника.
Есть лица, на которые в толпе хочется оглянуться. 
  Таково лицо Астраханского сигарного фестиваля «Золотая Орда». Даже в сильно-фестивальном графике этого года – Челябинск и Оренбург, Рига и Таллин, Омск, Валдай,  Саратов, — даже в этом уже утвердившемся созвездии Астрахань засверкала ярко и самостоятельно. Хочется оглянуться и вспомнить особенные моменты этого праздника.
  Из самолета выходишь в горячий воздух и запахи степных трав, из весны в лето. Над головой — небо-небо-небо, и только крестики птиц. Вспоминаю коллегу по Российскому сигарному союзу Дмитрия Косырева, его лучший роман «Любимый ястреб дома Аббаса»: он пишет примерно об этих же местах — нестерпимое сияние неба, расчерченного крестиками коршунов. Теперь понимаю – с натуры! Первоначально под фестиваль планировался сентябрь. Рискованный перенос на май (подготовительный период сокращался на три месяца!) оказался преудачным: май —  утро года, праздник, гоголевские именины сердца. 
  Астраханский Кремль – одна из более чем 70 цитаделей, некогда существовавших в России. Их осталось чуть больше десятка – Московский, Тульский, Нижегородский, Казанский… Астраханский в числе самых-самых. Белый-белый, словно всплывающий над землей. Наверное, красный кремль, как в Москве, здесь смотрелся бы тяжело, приземлено. 
  Туристов не много. Сенатор Сергей Калашников пытается купить бутылку воды – неудачно, с тысячи рублей нет сдачи.  Хотя уже разгар дня. Потом нам местные товарищи пояснят: туристов хватает, но сюда едет специфический турист – с самолета сразу в Дельту Волги. Таких дельт – не в России, а в мире – меньше, чем сохранившихся кремлей — единицы, и астраханская дельта – прима среди них. Но дельты мы не доедем. Может быть, в следующий раз, если наши астраханские коллеги решатся на фестиваль-2.
  А пока – театр оперы и балета. Он поражает еще больше, чем кремль. И архитектурой, и  репертуаром: здесь выступают наши лучшие голоса – из Питера, из соседнего (по Каспию) Азербайджана. Надо подсказать большому меломану, сопредседателю Парламентского сигарного клуба депутату Госдумы Сергею Катасонову. «Мы бы помогли, — сказал Ренат Каримов, — заказали бы билет, а после спектакля выкурили бы с таким уважаемым коллегой по сигаре». Что ж, берем на заметку.
  «Синяя птица» — база на берегу Волги. Ее создатель – Александр Бондаренко, бывший москвич. 12 лет назад он продал свой бизнес, перебрался на берег Волги в 140 кэмэ от Астрахани, построил большую и качественную базу, восстановил единственный в этой части России буддийски храм, родил дочку. Я с удивлением смотрел на Александра – широкого и высокого (могучего) человека, который вот так смог изменить свою столичную жизнь. И с завистью смотрел на его дочку – эти бескрайние поля, Волга, затопившая, кажется, полземли (в том числе и дорогу вдоль «Синей птицы»), горячий пряный ветер – это все её, этой малышки с голубыми глазами.
  Степь умеет входить в человека навсегда. Одно из самых непрочитанных произведений Чехова – повесть «Степь»: она об этой бесконечности, о недостижимости (девятилетний Егорушка всё едет и едет по степи и никак не может настичь купца Варламова – на каждой новой остановке говорят, что тот только что был здесь) и о том, что путешествие по степи – метафора жизни: Егорушка въезжает в степь мальчиком, а выезжает уже гимназистом.
  Нас мучали «Степью» в седьмом классе. А теперь я, прилетая в Волгоградский или Астраханский сигарные клубы, беру на прокат машину и еду в степь. Иногда вообще без дороги. И даже последнее приключение – когда при жаре за сорок градусов в глухой степи я пробил колесо, а запаски в арендованной машине не оказалось, – даже этот экстрим не  отрезвил мою «степную болезнь». 
  Авторы фестиваля – это четыре товарища (не каноническое число – обычно всё же бывает три): два армянина, татарин и русский – Эдгар Айрумян, Сергей Геворкян, Ренат Каримов и Алексей Глухов. Они создали Астраханский сигарный клуб и они же решили, что клуб не должен быть региональным – и замахнулись на свой федеральный фестиваль. Примером для них был Саратов, Арбузный фестиваль «Дым над Волгой». И примером и укором – арбузы-то астраханские! Хотя и в Волгограде, и в Саратове не без основания утверждают, что лучшие астраханские арбузы растут у них (из-под нынешнего Волгограда – тогда это была Саратовска губерния — арбузы поставлялись к царскому столу). Так или иначе, но Саратов арбузную тему не только занял, но и так реализовал формат сигарного фестиваля, что стал образцом для подражания.  И астраханцы решили, что свой фестиваль они назовут «Золотая Орда». 
  Ордынский город был построен для съемок фильма «Орда» режиссера Александра Прошкина. Фильм оказался не дешевым – под 400 млн. руб. После съемок декорации сохранили, чтобы сделать глиняный город еще одним турцентром Астраханской области. В жаркий полдень мы прибыли в ордынскую ставку. Нас здесь ждали. Были приготовлены инсценировки  — будущее предсказывал шаман, мы откупались от довольно злого ордынского хана, который поначалу хотел взять в наложницы Светлану, но согласился на обмен – девушку на сигару Siglo de Oro (Светлана хорошая девушка, но сигару мне всё же было жалко: во-первых потому, что Siglo de Oro Tarde мне самому очень нравится,  во-вторых, потому что я не успел пересчитать сигары Артур Шиляева — он передал мне пакет перед своим отъездом в Никарагуа, за табаками – и я беспокоился, хватит ли, в третьих, я не был уверен, что хан что-то понимает в сигарах). В последнем я ошибся: когда после осмотра глиняного города, мы вышли на крутой берег Ахтубы, я увидел хана – он сидел в тени и курил сигару. Курил правильно: медленно, основательно — по-хански. 
  Готовились здесь встретить нас и хозяева. Каждый клуб получил деревянную табличку с названием своего города – Волгоград, Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Магнитогорск. Мы их прибили к столбу у глиняного города. Магнитогорска в реальности не было —  Никита Кацал вместо Астрахани полетел в Гавану, но табличку прибил Андрей Абакумов из Кемерово.  
  Обедали мы в главном ханском зале, где снималась сцена ханской вечери. Ели плов и пили пиво «Геллерт». Я сказал на камеру представителю пивной компании о том, что пиво «Геллерт» стало холодным героем нашего горячего фестиваля. А сев за стол рядом с сенатором Сергеем Калашниковым, вспомнил механизатора Наталью Геллерт, члена Верховного Совета СССР. Разные времена – разные герои, — согласились мы с Сергеем Вячеславовичем.  
  Вечером в нам присоединился еще один ВИП-гость– руководитель Министерского сигарного клуба, первый вице-президент Общества дружбы Россия-Куба, замминистра финансов России Алексей Лавров. Чтобы принять участие в фестивале, Алексей Михайлович оформил отпуск. Он прилетел с супругой – Татьяной. И Татьяна стала несигарным открытием фестиваля: она удивила нас своим потрясающим голосом – спела несколько песен под аккомпанемент и а капелла. Вот теперь мы знаем, кого приглашать на наши сигарные встречи. 
  Кстати, два наших ВИП-гостя – Алексей Лавров и Сергей Калашников – это и два обладателя высшей награды сигарного сообщества России – большой серебряной медали «За выдающийся вклад в развитие сигарной культуры России». 
  Сигарами фестиваля стали Bossner Ekaterina (компания Bossner), GMD Euforia (компания One Trade), Siglo de Oro Tarde (фабрика Siglo de Oro) и специальный фестивальный релиз от Погарской сигаретно-сигарной фабрики. Был также специальный прокур именной сигары «Сергей Калашников» (2013 год).
  Икру мы попробовали только в аэропорту, когда, занимая время до отлета, пошли обходить рыбные бутики – их здесь с десяток. Я оказался с Андреем Абакумовым. Видимо, его внешний вид внушил в одном из бутиков особое доверие, и  нам предложили попробовать шахскую икру – белую икру осетра-альбиноса. Вкусно. Цену не назову, чтобы не расстраивать. А чтобы порадовать, скажу – икру мы не купили, денег не хватило. Но в чемоданах уже лежали деликатесы, которые мы купили в магазинчике рядом с Астраханским кремлем – туда нас навезли перед аэропортом наши астраханские коллеги. 
  Спасибо – Ренату Каримову, Алексею Глухову, Сергею Геворкяну, Эдгару Айрумяну и их женам.
  Есть такая поговорка – кота назад прогуливать: т.е. возвращаться к тому, что уже прошло. Я решил написать об этом фестивале спустя две недели после его завершения потому, что он все эти две недели не отпускал, всплывал в памяти. И еще потому, что хотелось бы повторить. В мае 2019-го… 
   Андрей Лоскутов,
   президент Российского сигарного союза
 
   См. также текст Рената Каримова; фоторепортаж часть I  и часть II
Оцените статью