Варшава. Никотиновый форум

События
Варшава встретила нас ураганом. Особенно опасно было на перекрестках – здесь ветер хлестал неожиданно яростно и мог просто сбить с ног. Летел городской мусор, шляпы и даже деревянный ящичек из-под клубники, он зацепился за водосточную трубу, и я успел перевести злотые в рубли: 200 руб. за килограмм.

Варшава встретила нас ураганом. Особенно опасно было на перекрестках – здесь ветер хлестал неожиданно яростно и мог просто сбить с ног. Летел городской мусор, шляпы и даже деревянный ящичек из-под клубники, он зацепился за водосточную трубу, и я успел перевести злотые в рубли: 200 руб. за килограмм.

  Так, с урагана начался Варшавский никотиновый форум. Форум проводится уже третий год подряд. И собирает все больше специалистов, которые хотят разобраться, насколько все же табак важен для человека, насколько вреден и кто и чем может поступиться, чтобы сохранить и табак, и здоровье.

   На форуме были представлены все заинтересованные стороны: производители, медики, потребители – те, кто за табак, и те, кто против. Странно, но никакого урагана в отношениях не наблюдалось, хотя писатель Дмитрий Косырев, один из самых известных в России непримиримых борцов против фальсификации медицинской статистики, и вычислил среди участников самых отпетых антитабачников, которых он давно описывает в своих колонках на Сигарном портале. Действительно они, эти антитабачники, таковыми и оказались: пожилые дамы маленького роста. Но тон задавали не они. Меня поразила деловая и доброжелательная атмосфера, особенно в тех залах, где обсуждались узконаучные темы (от России выступал д-р Алексей Трофимов). Чуть живее было там, где группировались потребители – за счет их разношерстности: здесь были парни с косичками, почти лысые дамы и джентльмен в костюме. Многие курили электронные сигареты. Один человек, видимо, супер-фанат табачных гаджетов, сразил меня своим подсумком, в котором находилась точно не меньше полудюжины разных приспособлений для электронного курения. Но и здесь спокойно говорили о том, что  электронное курение должно быть признано мировым медицинским сообществом как замена традиционного табакокурения, коль скоро электроника может способствовать переходу от табака к негорящим носителям никотина.

  Как оказалось, есть уже статистика: примерно 50 процентов «электронщиков», или, как они себя сами называют, «вэйперов» (от английского vapor/пар, что, на мой взгляд, не очень благозвучно по-русски), отказались от традиционного табака именно благодаря электронной сигарете. Хотя бы поэтому, наверное, медики должны ухватиться за никотиновые ингаляторы. Что, впрочем, делать они не спешат – не исключено, из чувства ущемленного профессионального самолюбия: ни один из препаратов, придуманных самой медициной, не дает такой эффективности – 50 процентов. И медики напирают на второю половину – мол, другие-то 50 процентов от табака не отказываются. Да, для второй половины «электроника» не может соперничать с настоящим табаком, используется ситуативно – там, где настоящую сигарету выкурить невозможно. Но это старый спор относительно полупустого стакана – наполовину он пуст или наполовину полон?

  Однако и здесь – еще раз подчеркну – споры велись на очень достойном уровне. И, как мне показалось, действительно, способствовали поиску истины.

  Напряжение возникло лишь один раз, когда во время брэйка я решил познакомиться с делегацией Украины, которую возглавлял ученый-медик, в прошлом глава комитета по охране здоровья украинского парламента и позже – министр здравоохранения Украины.

  — Кто вы будете, панове? – спросил экс-министр.

  — Ну какие мы с вами панове, — сказал я. – Мы товарищи.

  — Какие же мы теперь товарищи? Мы были товарищами, а теперь панове, — сказал украинский коллега.

  Я подумал, что сейчас начнется буча. Но уже через несколько минут  украинские товарищи (или панове?) смеялись над анекдотом, который я решил рассказать про президента Порошенко и Крым. С юмором у моих украинских коллег все оказалось нормально. Со всем остальным тоже. Прощаясь и пожимая руку экс-министру, я сказал – теперь буду знать, чья рука писала антитабачные законы Украины, а товарищ-панове отвечал – эта же рука, между прочим, ставила оценки в зачетные книжки многим известным сегодня докторам, работающим в разных городах России.

  — Может быть, этим и следует заниматься – учить, прокладывать, возводить, выходить в космос, а не тратить время на выяснение отношений? – спросил я.

  —  Хорошая идея, товарищ, — сказал украинский коллега.

  Что ж, это уже шаг вперед, залог того, что мы сможем договориться – табачники и антитабачники, курильщики и парильщики, товарищи и панове, те, кому дорого главное – общественное согласие.

   Андрей Лоскутов,

   президент Российского сигарного союза

   Варшава-Москва

   Фоторепортаж Ульяны Селезневой


Оцените статью