Третий Валдайский табачный форум. День русской сигары

События
Второй день Валдайского табачного форума было решено сделать днем русской сигары. Свои сигары представлял Артур Шиляев, руководитель российской сигарной фабрики Siglo de Oro. Но, конечно, утро началось не с курения, а с плотного завтрака. А сразу после него – первая лекция – с ней выступила Валентина Алексеевна Шевцова. В 1999 году она стала инициатором создания музея рыборазводного завода им. В.П. Врасского в селе Никольское Демянского района.

Второй день Валдайского табачного форума было решено сделать днем русской сигары. Свои сигары представлял Артур Шиляев, руководитель российской сигарной фабрики Siglo de Oro. Но, конечно, утро началось не с курения, а с плотного завтрака. А сразу после него – первая лекция – с ней выступила Валентина Алексеевна Шевцова. В 1999 году она стала инициатором создания музея рыборазводного завода им. В.П. Врасского в селе Никольское Демянского района.

  Погода не радовала, сидели в штабной палатке, а чтобы лектор, не курящая сигары, не утонула в сигарном дыму, дегустацию на время лекции отложили.

  «Я впервые на подобном форуме. Но мне приятно познакомиться с такими замечательными людьми, которые здесь собрались. Хорошо, что в наше время интересуются историей, прошлым, поскольку без прошлого нет настоящего и не будет достойного будущего, я так считаю. Никольский рыбзавод – это и есть история, поскольку известный наш ихтиолог Оскар Андреевич Гримм сказал, что именно с Никольского и началась история рыбоводства в России. Не просто рыбаки рыбу ловили. А именно разводить рыбу стали в  Никольском рыбзаводе. Вы находитесь и Никольское находится на берегу красивейшего озера Вельё. Оно делится на три плеса: северный плес – Никольский, средний – Троицкий и третий – Архангельский. Самый, конечно, глубокий – Никольский плес. Наибольшая глубина озера – 32 метра, наименьшая – девять метров», — рассказала Валентина Алексеевна.

  На берегу этого озера в середине XVIII века роду Толстых – богатых помещиков, живших в Новгороде – еще Елизаветой Петровной были подарены земли. Имение было небольшое, не очень богатое. Прославил Никольское старший сын Владимир, да так широко, что о нем узнали далеко за пределами России. Владимир появился на свет 7 сентября 1829 года. Окончил юридический факультет университета в Тарту (тогда — Дерпт), вышел кандидатом дипломатических наук, со знанием семи языков и мог бы на этом поприще сделать блестящую карьеру. Но он приезжает в своё имение Никольское, чтобы попробовать на научной основе вести хозяйство, хочет доказать, что за 10 лет он заработает капитал в 100 тысяч рублей – это был спор между Владимира с другом. Через два года Врасский понял, что спор ему не выиграть. Тогда в одном из французских журналов он находит статью об искусственном разведении рыбы. Рядом, прямо за окнами усадьбы, раскинулось огромное озеро Вельё в 4,5 тысячи гектаров, и неподалёку маленькое озеро Пестово, из которого вытекает речка Пестовка, их соединяющая – просто идеальные условия, чтобы создать рыборазводное производство и зарыбить ценными породами рыб окрестные водоемы. В результате проб и ошибок Владимир Павлович изобрёл новый, собственный способ искусственного оплодотворения икры. Первый результат Врасский получил в 1854 году с речной форелью из местной речки Мысловичи – он и стал годом основания Никольского рыбзавода.

  В.П. Врасским было сделано много научных открытий, которыми до сих пор пользуются рыбоводы всех стран. После себя ученый оставил прекрасно оборудованный завод, заложил самую первую центральную систему прудов, к которой позже добавились ещё три системы. Сама усадьба Врасских и система прудов вошли в список памятников истории и культуры как оригинальный гидропарк середины XIX века.

  Во время Великой Отечественной войны в Никольском шли страшные бои, территория была оккупирована. Не уцелело ни одного здания, завод был разбит, в селе не осталось ни одного жителя.

  После войны на восстановление завода приезжали со всех концов страны, люди жили в землянках, возили кирпич от разрушенной церкви в селе Пестово. Кипела спортивная жизнь, была развита художественная самодеятельность, никольские рыбаки были первыми в области.

  Сейчас в селе закрыты и школа, и даже почта. В 90-е годы развалилось, разрушилось огромное хозяйство. Завод тоже пережил нелёгкие времена. Сегодня в Никольском четыре системы прудов (54 пруда), все в рабочем состоянии. У каждого пруда ещё со старых времён сохранилось название: Мельничный, Сиговый, Банный, Карасёвый, Новокаменный. Штат предприятия 20 человек – это рыбаки прибрежного лова, прудовые рабочие, рыбоводы, инженеры, бухгалтеры. Осенью здесь занимаются сбором и заготовкой икры ряпушки, сига, пеляди; весной – икры щуки, её оплодотворением, закладкой на инкубацию. Процесс инкубации сиговых длительный, идёт всю зиму, приходится очень тщательно наблюдать за состоянием икры. Для этого организовано круглосуточное дежурство в инкубационном цехе. Личинки ряпушки выращиваются для зарыбления озёр Новгородской области, мальки сига и пеляди – для зарыбления собственных прудов и выращивания до осени рыбопосадочного материала.

  У завода есть разрешение на ведение промышленного лова на озёрах Вельё и Селигер. В основном ведётся промысел ряпушки, которая, как отмечают гурманы, в этих местах особенно вкусная. Прямо на складе завода можно купить щуку, окуня, леща и всякую «мелочёвку», а основными покупателями являются местные жители и дачники. За год здесь вылавливают около трёх тонн рыбы. Еще около одной-двух тонн товарной рыбы производят в прудах – это карп, карась и щука. Конечно, нынешние уловы не сравнить с теми, что были 20 лет назад, когда вылавливали от 50 до70 тонн рыбы.

  Завершая свое выступление Валентина Алексеевна, рассказала, что в 2016 году Никольский рыборазводный завод был выставлен на продажу. По мнению правительства, продажа предприятия – единственная возможность его дальнейшего развития. «Государство не вкладывает средств в этот завод. Если так будет продолжаться и дальше, то через несколько лет мы этот завод потеряем», — пожаловалась Валентина Шевцова.

  Незадолго до Третьего Валдайского табачного форума состоялась прямая линия с президентом РФ, в связи с чем Андрей Лоскутов спросил Валентину Алексеевну – обращались ли они с вопросом дальнейшей судьбы рыбзавода к руководителю страны. Она ответила: нет, но если бы у нее была возможность поговорить с президентом, она бы попросила его обратить внимание на старейший в России и в мире рыбзавод имени В.П. Врасского.

  Проводив лектора, участники Третьего Валдайского табачного форума отправились на первую дегустацию, к тому моменту выглянуло солнце, стало теплом, перешли из палатки к костру.

  Первой сигарой Артур Шиляев представил Pelo de Oro Tortuga Rojo, а для девушек и тех, кто любит сигары помягче, — Pelo de Oro Mariposa.

  Из рассказал А. Шиляева мы узнали, что этот бренд назван в честь легендарного кубинского сорта табака, которого на сегодняшний день уже не существует. Есть только его гибрид. Лист получил название из-за своего золотистого цвета: Pelo de Oro в переводе – золотой волос.

  «Не случайно эту сигару я представляю первой. Это была самая первая сигара, которую я придумал. Еще не было фабрики, я тогда первый раз приезжал покупать табак, сделал мешку. Можно сказать, это моя эталонная сигара, по ней проверяю табак, по ней я могу понять, подойдет табак или нет. То есть я из табака, который выбираю, сначала делаю Tortuga, если сомневаюсь в табаке, и сразу понимаю, оно или не оно. Я могу сделать Tortuga из очень разного табака, но получить один и тот же результат.

  Сигара Mariposa – сладкая и легкая сигара. Я долго упирался, не хотел делать подслащенную сигару (у нее подслащенный клей, из-за этого она сладкая), но меня убедили мои бывшие партнеры. Раньше была такая сладкая и легкая сигара – La Fontana, выпускавшаяся под брендом Camacho. Но когда Davidoff купили Camacho, они сняли с производства эту сигару. Тогда мои партнеры сказали, что надо сделать что-то подобное, потому что будет спрос. И мы сделали три витолы.

  Изначально Pelo de Oro задумыался мной как бренд, в котором все витолы будут 50 RG: Lagarto – 102 мм, Tortuga – 124 мм, Iguana – 155 мм. Этими витолами я хотел показать, как длина сигары влияет на ее характер, на курение. Постепенно мы стали расширять линейку, появился фигурный формат – Salamandra (110 х 52 RG), потом скрутили Culebra из трех Lanceros, что до меня в мире никто не делал», — рассказал Артур Шиляев.

  Во время своей лекции А. Шиляев рассказывал не только о сигарах фабрики Siglo de Oro, но также и о сигарном этикете, правильном раскуривании сигары и ее правильной обрезке, как выяснилось, сначала необходимо сигару разжечь под углом в 22,5 градуса, желательно правильной спичкой (холодный розжиг), а уже затем обрезать. Это необходимо для того, чтобы как можно меньше затянуть в тело сигары элементы горения. Мы узнали также о том, что чем темнее пепел – тем влажнее сигара, а если влажную сигару курить быстрее – пепел будет еще темнее. Слушатели задавали вопросы и о продувке – для чего это делается и как правильно продувать сигару. Продувка необходима для увлажнения сигары, но применять продув, если это необходимо, стоит только несколько раз за время курения.

  Пока участники съезда знакомились с сигарой, Эркин Тузмухамедов, знаток крепкого алкоголя, представил напиток – ирландский виски Writers Tears (в пер. – слезы писателей), рассказал о производстве виски в Ирландии, об истории самой страны.

  После сигарно-алкогольной дегустации был обед, а следом – мы приступили к традиционной игре в мафию, правда, уже в палатке – ветер нагнал тучи и дождь с градом.

  Пока «честные горожане» бились с мафиози – вновь выглянуло солнце, поэтому снова из штабной палатки перебрались к костру. И началась очередная алкогольно-сигарная дегустация. Курили сигару Артура Шиляева – Siglo de Oro, пили шотландский виски и слушали лекцию Эркина Тузмухамедова о производстве виски в Шотландии. Тем временем на нашем полуострове появились гости – Максим Семенов, руководитель Новгородского отделения Российского сигарного союза, главный редактор районной газеты «Валдай», Валерий Пороховников, историк, член Союза писателей, автор семи книг о Великой Отечественной войне, и Владимир Петров, заместитель начальника поискового отряда.

  С 1996 года 22 июня в России отмечается День памяти и скорби, именно 22 июня 1941 года началась Вторая мировая война. И мы в этот день говорили об этой войне. Владимир Петров сказал, что уже в 4 утра в Валдае прошел первый митинг. В. Петров занимается поисковыми работами с 1997 года.

  «Бой давно прошел, а бойцы до сих пор лежат. Недавно поднимали бойцов, заросло все всего  сантиметровна двадцать, то есть даже копать не надо было. Два года назад просто поднимали мох, я его ножом аккуратно подрезал, заворачивал как ковер, а под ним – останки, где-то фрагменты, где-то кости целиком – видно, что боец просто бежал в атаку, упал, так и остался лежать. Ужасные были бои. В прошлом году мы перезахоронили 360 бойцов. В этом – 82. Два года назад мы обнаружили одно болото, там стояли немецкие позиции, наши атаковали их по болоту. Останки лежали на болоте. Их не забрать, потому что много воды, обнаружили весной 2015-го, решили оставить до осени, осенью было еще больше воды, оставили на следующий год, и в этом году тоже не подобраться — лето такое. Сколько там лежит бойцов – неизвестно», — рассказал Владимир Петров.

  Владимир показывает нам предметы, которые находят во время поисков. Здесь есть и ложка с надписями: «Смерть Гитлеру», с другой ее стороны – портрет моряка и надпись «Куйбошев 1942». Это может быть и фамилия бойца, и название города, записанное с ошибкой. Еще одна надпись на ложке – «Женя». Еще один предмет – солдатский медальон – пластиковая капсула, в которой лежала записка – «анкета», содержащая личные данные: фамилию, имя, отчество, откуда призван, где проживал, имена ближайших родственников. По словам Владимира, не всегда эта капсула хранила в себе анкету, многие солдаты вкладывали в нее, например – иголку с ниткой, чтобы что-то подшить.

  «Тогда имело место быть такая «примета»: если заполнишь такой медальон, то погибнешь. В этом году мы хоронили 81 бойца, и было всего три медальона. Два из них прочитали, один – не можем пока понять, там просто цифры, мы не можем выяснить, что они значат. Бывает так, что мы поднимаем бойцов, ищем родственников, находим, выясняется, что захоронен в таком-то месте, а на самом деле лежит до сих пор в земле. Был такой случай, что нашли медальон, начали пробивать родственников, искать информацию по архивам, а оказалось, что этот медальон принадлежит живому ветерану. Он рассказывал, что когда начали бомбить, все повыскакивали из блиндажа, а медальоны оставили. Но чаще всего подписывали не «смертные медальоны», а алюминиевые фляжки, кружки, ложки, а из медальонов мастерили мундштуки — их ребристая поверхность хорошо ложилась в руку», — отметил лектор.

  Показал нам Владимир Петров и немецкий медальон – он выполнен не в виде капсулы, а больше похож на большую монету, состоящую из двух половин. Одна часть уходила в архив, а вторая — клалась в могилу. Найти целым немецкий медальон очень трудно — немцы всегда хоронили своих погибших.

  Еще одна находка – немецкая кружка, на ней две фамилии – «Холодов Григорий» «Григорьев Витя»: как минимум, два наших бойца этой трофейной кружкой пользовались.

  Мы видим на столе перед Владимиром и другие предметы – мундштук, расческа, перочинный ножик. И совсем уж редкие находки – ластик и зеркальце. Поисковики часто находят монеты, нательные крестики, металлические иконы.

  «Все мы знаем, что враг был остановлен под Москвой, немцы не дошли примерно 26-28 км. Но не все знают, что враг не дошел 40 километров и до Валдая. Это было осенью. Под деревней Сухая Нива враг был остановлен 19 сентября 1941 года, дальше немцы не прошли. Были жестокие бои за деревню Сухая Нива, были такие бои, что деревня переходила из рук в руки за один только день четыре раза. Здесь, на Валдае, была применена тактика «снайперской войны». Сюда свезли охотников – якутов и тунгусов, их было 13-14 человек. Буквально за полтора месяца они 400 фашистов выстригли, немцы боялись выходить на крыльцо.

  Когда здесь поднимали госпитальные захоронения, нашли маленького человека – маленькие ботиночки, все маленькое – начали искать в архивах, оказалось, что это самый юный участник войны Боря Новиков, награжденный медалью За отвагу, ее он получил в 11 лет…

  После этой лекции наш повар Андрей Голдобин с супругой Надеждой, Олег Шубин и сын Эркина Тузмухамедова – Тимур, взяв металлоискатель, ушли в лес. Вернулись обратно с находками – одним патроном (порох из него был вытряхнут и подожжен нами – в видеоролике Андрея Мовчана этот момент должен быть), одной гильзой от ТТ (Тульский Токарев) и несколькими гильзами от «Трехлинейки» (винтовка Мосина).

  Продолжением вечера стала очередная алкогольно-сигарная дегустация. Да, сигар и алкоголя мы испробовали много: в обед, днем и вечером… На это раз мы знакомились с сигарой «Евгений Онегин», и бурбонами, предоставленными компанией Баккарди. Алкогольную лекцию во время дегустации прочел Эркин Тузмухамедов.

  А самые стойкие попробовали еще и доминиканский ром, которым угощал Доминго Нина Кабрера. А ночью были разговоры и песни у костра.

  Продолжение – в понедельник, 3 июля.



   Оксана Сергеева-Маленькая

   Фоторепортаж Ульяны Селезневой день второй, день третий, день четвертый

   Видеоролики Андрея Мовчана: часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI

   А также см.: День первый, день третий и день четвертый

Оцените статью