Тихий Тихий Дон-4

События
Мы снова на Дону. Ждали этого целый год.

Нас шестеро: Андрей Лоскутов, Эдуард Сухарев, Владимир Березин, Григорий Жедяевский, Юрий Павлов и я, Петр Давыдов. Лучший плотовод из всех нас – Гриша. Поэтому, хотя он и был в Оренбурге, согласился прилететь на неделю на Дон – стать нашим штурманом.

Плот ждет нас в Петропавловке, это Воронежская обл. Семьсот с небольшим кэмэ. В полдень нужно быть там. Выдвигаемся двумя машинами. Забиваем в навигаторе «Петропавловка, Воронежская область». И – едем не туда!

В Воронежской области их, как оказалось, две. Навигатор выбрал ту, которая дальше от Дона, в степи. Почему-то никто на это не обратил внимания. Кроме Владимира Березина. Если бы не он – проехали бы.

Перегружаем вещи на плот, и пока Андрей с Эдуардом перегоняют машины (их нужно запарковать там, где мы окажемся через пять дней – на финише), пока потом закупают донские овощи (не везти же из Москвы турецкие помидоры!), ставим самовар. Привез его, конечно, Гриша. Такое ощущение, что он взял с собой вообще все, что только можно. Даже керосиновую лампу. А еще – сыворотку от укуса гадюки, памятуя о нашем прошлогоднем сражении со змеей. Не говоря уже о невероятном наборе инструментов и гаджетов на все случаи жизни. Когда что-то ломалось – Григорий один знал, как это починить. И чинил. Так что благодаря штурману у нас всегда был свет, интернет и уверенность, что преодолеем все.

Сплав традиционно открывается выстрелом бутылки шампанского – в честь Дениса Шкуратова, президента Ростовского сигарного клуба, придумавшего эти донские сплавы. Денис также идет по Дону, но ниже по течению – наш участок он уже проходил в позапрошлом году.

В первый день устраиваем пир – РАКИ! Как говорит Дмитрий Дибров, обладатель именной сигары № 18/2013 (он, кстати, ростовчанин) – «Раки у нас на Дону только во множественном числе». В прошлом году мы не смогли поймать ни одного рака. В этом – они действительно во множественном числе.

Монастырь и две мельницы

Костомаровский монастырь
Костомаровский монастырь

Перед отъездом я изучил путеводитель. На нашем пути – три достопримечательности: скальный Костомаровский Спасский монастырь, водяная мельница XVIII века и еще одна полуразрушенная ветряная мельница.

Монастырь. Путь к нему от Дона неблизкий – вокруг меловой горы, пять километров в одну сторону. Пройдя километр, замечаем, что Андрей Лоскутов исчез. Звоним. Отвечает: пошел напрямик через гору, но попал в орешник, собирает орехи. Мы поняли, что президента в монастыре вряд ли увидим. Идем дальше. И вдруг слышим сзади знакомый голос: нас нагоняет кавалькада велосипедистов местной деревенской ребятни и среди них – наш Андрей. Как выяснилось потом, он уговорил деревенских дать ему велосипед в обмен на кока-колу и мороженое. Президент – всем ребятам пример. Эти ребята сопровождали нас по монастырю, рассказывали не хуже экскурсовода – отец одного из них работает здесь то ли шофером, то ли трактористом; потом провожали нас и даже хотели осмотреть наш плот, но их родители не разрешили. По этому поводу Андрей рассказал, как девятиклассником ходил с товарищами в поход по Дону, как ночевали в деревнях, как ходили на рыбалку с совершенно незнакомыми дядьками. Боялись заблудиться, боялись водоворотов Дона, боялись змей, но не боялись людей. Другие времена…

За поход в монастырь меня критиковали – дорога длинная, монастырь, мол, неинтересный. В общем, досталось. Совершенно, считаю, незаслуженно.

Водяная мельница
Водяная мельница

Зато водяная мельница в Колодежном пришлась по душе всем. И антураж – огромное мельничное колесо, и мощный поток воды из подземного источника, и сама вода – вкуснейшая ключевая! – произвели впечатление. Воду набрали в баклажки – вода на Дону в большом дефиците.

Кстати, водяную мельницу чуть не проскочили, но – провидение – сели на мель. И не где-нибудь, а прямо в паре шагов от нужного места.

Посмотрели и полуразрушенную ветряную мельницу в селе Ступино. Путь до нее от берега хотя и не такой дальний, как до монастыря, но тоже неблизкий. Сама мельница не сильно впечатлила, зато очень красивы живущие в Ступино аисты. Эдуард сначала засомневался в том, что они живые – знаете, сейчас некоторые ставят керамические фигурки птиц, но когда они начали сниматься с гнезд, расправляя свои огромные – два метра в размахе – крылья, мы остолбенели! Это очень красиво.

Если звезды зажигают

Одно из самых сильных впечатлений этого сплава – поразительно чистое и яркое звездное небо. С погодой нам повезло необычайно – Дон в этом году оказался именно таким, Тихим-Тихим. И созвездия, и Млечный путь – словно на ладони.

Но главное – рядом был Владимир Березин, который не только писатель, но еще и астрофизик. Он рассказывал нам о звездном небе. Одно дело – красивые звезды. Совсем другое – когда рядом кто-то, кто может о них рассказать. Владимир показал нам под ковшом Большой медведицы комету Neowise. Она была открыта лишь весной этого года, а как раз на второй день нашего пути пролетала максимально близко к Земле – «всего» в 103,5 млн км. И мы увидели её! В первый и в последний раз в жизни – в следующий раз Neowise сблизится с нашей солнечной системой лишь через 6800 лет. Будет ли тогда течь Дон?

Каждую ночь – а она на Дону не такая, как в городе, а прямо ночь-ночь – мы зажигали свои маленькие звезды – свечи, которые осторожно опускали на зеркальную поверхность Дона (ветер ночью стихает, и Дон становится зеркальным, не снижая при этом своего стремительного течения). И наши мерцающие в полной темноте свечи подхватывало течение и несло, кружило. И было странное ощущение: вечное небо сверху и живые движущиеся звезды рядом с нами.

Эдуард Сухарев: впечатления

На Дону всецело наслаждаешься спокойствием. Впечатляет бесконечный чёрный небосвод с мириадами звёзд. Хочется смотреть и смотреть вверх, соединять звёзды в созвездия и вглядываться в вечность.

Мы решили подражать Создателю и запустили по Дону зажженные свечи, течение быстро уносило их вдаль. Я подумал, что эти огоньки, такие одинаковые и такие разные, напоминают людей.

Запомнилось и как на одном из донских изгибов реки наш плот попал в водоворот, его закружило словно в Бермудском треугольнике. Мы около часа вальсировали по траектории перевёрнутой восьмерки и курили, отдавшись воле богов… Но упорное течение Дона всё-таки освободило нас, и мы продолжили свой путь.

Дым над Доном

Особое спасибо хочется сказать компании Неска и Юрию Павлову, который привез нам сигары: доминиканские La Aurora и никарагуанские Aristocrat. По настоянию Юры, который в этом году окончил Сигарный университет Вилли Альверо, курили вслепую. Дегустационные заметки вел Эдуард Сухарев, председатель Российской дегустационной комиссии.

Одной из сигар, предложенных Юрием, стала Aristocrat Gigantes. На реке был ветер, так что мы пристали к берегу, чтобы покурить на тихой живописной полянке. В итоге выставили оценку – 84 балла, «хорошая сигара». И когда название витолы было объявлено – стало ясно, что мы уже курили ее в рамках слепых дегустаций Российской дегустационной комиссии. Оценка сошлась с точностью до 0,1 балла! Вот это – точность.

Курили и много других сигар, большой их запас привез Андрей Лоскутов. В том числе были ремонтные сигары, которые для нас перезавернули в новый покров на фабрике Orishas Антона Рейеса.

Покурили и кубу, и сигары старейшей в России Погарской сигаретно-сигарной фабрике – ей в этом году исполнилось 105 лет, и по случаю юбилея на территории предприятия был установлен первый в Европе памятник сигаре. Продегустировали экспериментальную продукцию – новую никарагуанскую линейку «Погара». А также с большим удовольствием выкурили их древний Sherlton 2013 года. А заодно и первую именную сигару Российского сигарного союза – Кобзона 119. Она – тоже родом из Погара.

 «…сели ужинать в пятом часу утра»

Отплыв, обнаружили, что забыли любимую игру Московского сигарного клуба – домино. А вот карты – причем не обычные, а сигарные – захватили. Предложение расписать пульку отмели сразу, в блэкджек тоже играть не стали (видимо, из-за отсутствия еще одного ключевого компонента). Решили схлестнуться в народного «дурака». И когда начинали – даже представить не могли, как это захватит.

Карточная игра, известная всем с детства, увлекла до такой степени, что, начиная со второго дня, с невероятным азартом играли каждый вечер. И ладно бы вечер – всякий раз до утра, встречая рассвет за картами. По ночам спал один лишь Березин. Вернее, мы думали, что спал: «Заснешь с вами, как же!».

Цитата, вынесенная в подзаголовок, – из пушкинской «Пиковой дамы». Да, мы играли до пяти утра! Однажды часа в четыре, уже светало, из леса напротив нашего плота выехал джип, подрулил к нам, вышел парень: «Вы приехали рыбачить?» – осторожно спросил он. «Нет, мы приехали играть карты», – сказали мы.

Оцените картину: светает, туман, плот, на плоту костер и пять мужиков с сигарами и картами!

Над рыбаком мы сжалились, поняли, что случайно заняли его обловленное место. И снялись с якоря. Знал бы он, что мы играли в самого банального «дурака».

Справедливости ради, один вечер посвятили благородному покеру, который пришлось предварить небольшим объяснением правил – их знал только я. Покер понравился, но играли все равно в «дурака», ставя на кон дорогие сигары. Например, одним из призов стали Bossner Martin и Bossner Caesar – они досталась Юрию Павлову и Григорию Жедяевскому.

Григорий Жедяевский: впечатления

Мне очень понравился сплав этого года. У нас была сплочённая команда, скучать не приходилось ни минуты: пешие прогулки в поисках местных достопримечательностей, настольные игры, купание в реке, баня, душевное общение, веселые анекдоты, полевая кухня… и, конечно же, вкусные сигары. Это было прекрасно, просто прекрасно!

Аппетит приходит во время еды

Готовили много и вкусно. Повара на этот раз не было, так что все – сами. Продукты были закуплены с большим запасом, но на общем совещании решили в следующем году немного поменять меню. Я предложил отказаться, к примеру, от готовых шашлыков и полностью взять на себя приготовление мяса и прочих заготовок. А заодно и закупить продовольствие таким образом, чтобы даже походная кухня стала «высокой».

Кулинарных хитов за время сплава было четыре: раки; стерляжья уха от Андрея Лоскутова; паста с мясом в томатном соусе от Гриши Жедяевского; моя грудинка сувид, подрумяненная на гриле, в сопровождении овощного салата; а также местная речная рыба, которую мы запекли в фольге прямо в углях – этим командовал Юра Павлов.

Единственными врагами нашего провианта на этот раз стали мыши. Сначала мы увидели, как они изгрызли сухари. А потом Юра заметил и самих мышат. Милые грызуны смылись, но мы поняли, что им, как и нам, также нравится и наш сплав, и наш провиант.

Много еды им погрызть не удалось – спасибо плотно закрывающимся пластиковым коробам. Так что закуски было с избытком, всю так и не съели. Но самое удивительное – уникальный случай – что и часть закупленного заранее алкоголя осталась не выпитой! Четвертый сплав по Дону можно назвать, наверное, самым малопьющим за всю историю. Повторения «трехлитровой банки самогона – на крапиве и облепихе – который пить невозможно, но постепенно вышедшего» – на этот раз не было. Зато всем пришелся по душе молотый кубинский кофе Cohiba Atmosphere, на упаковке которого было написано, что он «только для истинных знатоков и ценителей». Кофе мы пили с сигарами H. Upmann Connossieur A. «Connossieur» по-французски как раз и означает «знаток» в смысле «ценитель».

Юрий Павлов: впечатления

Самое главное впечатление от экспедиции – атмосфера плота и люди, каждый из которых по-своему уникален. Очень рад личному знакомству с Эдуардом Сухаревым; благодарен Владимиру Березину за книгу «Свидетель» с автографом, мечтаю скорее прочесть.

Очень понравился Костомаровский монастырь и водяная мельница. Впечатляет и ветряная, правда только на фото – туда не попал. Думаю, никто не разочарован и не сожалеет о потраченном на экскурсии времени.

Одно из самых ярких впечатлений – наше файер-шоу со свечами. Особенно когда все огоньки разошлись в трёх направлениях. Вкупе со звездным июльским небом в южных широтах – это прекрасно.

А вот был ещё такой случай…

Владимир Березин

Присутствие на плоту Владимира Березина – задает уровень общения. Владимир разносторонне образованный человек с богатейшим жизненным опытом, беседовать с ним – одно удовольствие.

Кстати, Владимир – человек не только слова. На прошлом сплаве Николай Алексеев заметил, что не хватает к сигарам хереса. И вот – на этот раз он есть. Володя запомнил и привез, угостив всех. А заодно захватил из города и мадеру, за что ему отдельно спасибо.

Конечно, не обошлось и без анекдотов. Гриша, хотя и был на VI Валдайском табачном форуме, умудрился пропустить анекдот от Олега Егорова, который стал мемом года. Рассказали, и фраза «Прекрасно, просто прекрасно» прилепилась до самого конца сплава.

Но лучший анекдот, в исконном значении этого слова, рассказал Владимир Березин про то, как в советское время председатель колхоза по фамилии Красота пишет в райком доклад о неурожае и падеже скота и в конце подписывается – Красота.

Итак, итог сплава: хорошо!

Или так: Прекрасно, просто прекрасно!

Красота…

 

В следующий раз пойдём через год, в июле 2021 года. Уже ждём.

Андрей Лоскутов: лайфхаки Тихого Тихого Дона-4

  • Можно идти ночью, особенно на прямых участках. Ветра ночью нет. Экономия времени и бензина.
  • Парковаться у лесного берега – теплее. У поля – значительно холоднее, с поля к воде стекает холодный воздух.
  • Мокрый лед работает дольше сухого (ну и, разумеется, мягче). Плюс растаявший мокрый лёд можно пить.
  • Рыба, раки и дрова – об этом надо позаботиться за неделю до старта.
  • Обычная свеча – круглая шайба, спущенная с плота в воду – плывёт за плотом и продолжает гореть около полутора-двух часов, постепенно от плота отставая. 20-30 свечей создают необыкновенное зрелище мерцающей реки.

Фото: Эдуард Сухарев

Видео: Денис Зарубин

Репортаж о Тихом Тихом Доне-1 – здесь

Репортаж о Тихом Тихом Доне-2 – здесь

Репортаж о Тихом Тихом Доне-3 – здесь

Репортаж о Тихом Тихом Доне-5 – здесь

Оцените статью