«Сахаров», «Высоцкий», «Горбачев». Николай Андреев

События
Новым гостем Московского сигарного клуба стал Николай Андреев, журналист, писатель. Н. Андреев представил три свои книги - «Жизнь Сахарова», «Жизнь Высоцкого», «Жизнь Горбачева». Книги – непривычные для биографического жанра исследования: документальные романы, раскрывающие настоящую, не выдуманную жизнь людей, чьими современниками мы были

Новым гостем Московского сигарного клуба стал Николай Андреев, журналист, писатель. Н. Андреев представил три свои книги — «Жизнь Сахарова», «Жизнь Высоцкого», «Жизнь Горбачева». Книги – непривычные для биографического жанра исследования: документальные романы, раскрывающие настоящую, не выдуманную жизнь людей, чьими современниками мы были.

  Николай Андреев родился в городе Соль-Илецке Оренбургской области. Окончил Троицкий энергетической техникум, работал электриком. Окончил МГУ. Еще студентом был принят стажером в «Комсомольскую правду». В дальнейшем работал в «Литературной газете», еженедельнике «Новое время», «Известиях». Во второй половине 90-х – в телекомпании «ВИD». Дважды лауреат премии Союза журналистов России. Живет и работает в своем поместье под Калугой.

  Вечер начался с разговора о личной жизни, научной карьере и политической судьбе Андрея Сахарова, которые стали предметом почти тысячестраничной книги Николая Андреева. Автор был лично знаком и с ним, и с его супругой Еленой Боннэр. С Сахаровым знакомство состоялось благодаря журналисту Юрию Росту. Андрей Дмитриевич ездил в Сыктывкар поддерживать избирательную кампанию диссидента Револьта Пименова, и Юрий Рост попросил Андрея Дмитриевича в поездку взять и Андреева.

  «Замысел книги возник довольно поздно, когда я вдруг обнаружил, что значительный объем материала уже собран. К тому моменту я уже разговаривал и с Сахаровым, и с Боннэр, и с Алексеевой (Людмила Алексеева возглавляла Хельсинский комитет — ред.). Я давно интересовался историей правозащитного и диссидентского движения в СССР, вообще современной историей. Однако до поры до времени просто не считал себя достойным писать об Андрее Дмитриевиче: я журналист, интересуюсь историей, ну и не более того… Но мне казалось ужасно несправедливым, что проходят десятилетия, а хорошей биографии Сахарова нет. Появилась, правда, одна работа в серии «Жизнь замечательных людей». Книга называется «Андрей Сахаров. Наука и свобода», автор Геннадий Горелик, уважаемый человек, историк науки, был близок к Боннэр. Однако из 440 страниц книги всего 60 посвящены Андрею Дмитриевичу, а остальное – история физики в России, размышления о том, украл СССР атомные секреты у США или не украли. Так что, фигура великая, а книги о Сахарове нет. Постепенно я начал писать», — рассказал Николай Андреев.

  Были в этот вечер и разговоры о том самом ядерном устройстве, основанном на идее Андрея Сахарова, о том, как эти идеи появились. И о личной жизни. По мнению автора, Елена Боннэр фактически спасла Сахарова в очень трудный период его жизни, когда он оказался один, после смерти первой жены.

  «Во-первых, новая любовь дала Сахарову силы для жизни и борьбы. Во-вторых, именно в связи с появлением в его жизни Боннэр (хотя, естественно, не только по этой причине) Сахаров занялся настоящей общественной деятельностью. И вообще, я считаю, что любовь Сахарова и Боннэр – великая любовь, это в истории такая редкость! По моему мнению, именно Боннэр привела его в порядок, переодела, причесала: он был такой типичный не от мира сего человек — приходившие в его дом гости не верили, что здесь живет академик», — отмечает Николай Андреев.

   Н. Андреев лично общался и с Михаилом Горбачевым, несколько раз встречался и с Раисой Максимовной. Эти встречи нашли отражение в книге «Жизнь Горбачева».

  «Горбачев, Сахаров, Высоцкий — между этими людьми много общего. Я считаю, что именно по этим фигурам можно изучать историю России второй половины XX века. Где Сахаров отвечает за научный мир, Высоцкий – за культуру, а Михаил Сергеевич – за международное и внутреннее положение нашей страны», — отмечает Николай Андреев.

  С Владимиром Высоцким автор близко знаком не был, но он был практически на всех спектаклях с его участием, слышал его песни, читал его стихи. Встречался с ним пару раз.

  «Отзывчивость Высоцкого не знала границ. Желание прийти на помощь непреодолимое. Ради друга, ради знакомого, да и незнакомого – готов был сделать невозможное. Все ведь пишут о пьянстве, наркотиках, но не говорят о том, сколько этот человек сделал добра. У кого какое несчастье – к нему. Пришла женщина – что-то случилось с дочкой. Высоцкий открывает шифоньер, вещи собрал – в том числе и Маринины – и отдал. Процитирую одно из безымянных воспоминаний, вошедших в мою книгу: «Однажды он занял у меня крупную сумму, а вернуть все не мог – не складывалось. Дней за десять до смерти я встретил его в Доме кино, он говорит: «Скоро получу гонорар и все отдам». Я руками замахал: какие счеты между друзьями? Но Володя твердо стоял: верну. Не успел – умер. И что вы думаете? Через какое-то время ко мне пришли два актера из Таганки и принесли деньги. Оказывается, Володя составил список тех, кому должен, и я там шел под первым номером. Даже после смерти оставаться должником не хотел…», — рассказывает Николай Андреев.

  В завершение встречи состоялась автограф-сессия. Автор подписал свои книги участникам вечера, а также руководителям региональных отделений Российского сигарного союза.

  Сигарой встречи была  Arturo Fuente Opus X.

   Оксана Сергеева-Маленькая


Оцените статью