Пятнадцатилетний марафон

События
Время летит быстро… Для отдельной маленькой фирмы, независимой ни от государства, ни от олигархов, ни от мультинациональных корпораций, даже выжить в России такой срок – это достижение. «Не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть…».

Время летит быстро… Для отдельной маленькой фирмы, независимой ни от государства, ни от олигархов, ни от мультинациональных корпораций, даже выжить в России такой срок – это достижение. «Не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть…».

  «Русский Табак», сначала как «интернет-проект», а сегодня – как медиа группа с двумя печатными изданиями, выходящими более 10 лет, несколькими сетевыми ресурсами и дюжиной наименований опубликованных специализированных книг прошел эти пятнадцать лет вместе со всей российской табачной индустрией. Очень хотелось бы использовать фразу «развивался вместе с индустрией», но динамика отраслевых показателей в это время едва ли позволяет говорить в терминах развития. Когда мы начинали, на рынке действовало более сотни производственных центров, работали десятки общероссийских дистрибуторов сигарет и сотни заметных торговых компаний в регионах. Сегодня многие из табачных предпринимателей 90-х вырастили свои розничные сети или масштабный логистический бизнес, кто-то ушел в производственные проекты, а кто-то даже оказался на госслужбе. В индустрии из них остались единицы. Да и сама отрасль сжалась за 15 лет на четверть, с точки зрения объемов сигаретного производства, хотя в деньгах – из-за акцизов и инфляции – рост оборотов внушительный. Снижается потребление сигарет в стране, власти вытесняют киоски и павильоны. Целые сферы деятельности, когда-то многолюдные, сегодня отрезаны от табачного бизнеса – маркетинг, мерчендайзинг, спонсорская поддержка культуры. Нельзя не упомянуть как печальный итог этого периода и исчезновение легендарных российских предприятий, таких как ТФ «Ява» или «Нево табак», просуществовавших более века и переживших революции, войны и перестройку. Но не переживших холодный рациональный капиталистический расчет, а иногда жадность и некомпетентность нового менеджмента.

  Индустрию, по тем или иным причинам, покинули многие, но я ни разу не слышал, чтобы кто-то жалел, что в ней работал, что получил такой опыт и завел интересные и полезные знакомства. Это самая продвинутая, самая интеллектуальная, самая изобретательная отрасль потребительского рынка. Сколько «выпускников» табачных компаний сделали сегодня карьеру в пивной отрасли, в кофейной, кондитерской, в ритейле, логистике, консалтинге, а, порой, и в тяжелой индустрии. С табачным опытом нигде не пропадешь. И все же лучшие годы прошли у нас всех в табачном деле. Или мы просто были тогда моложе? Самое время вспомнить о достижениях коллег по отрасли, которые были своевременно зафиксированы ежегодной процедурой голосования на сайте «Русского Табака» и увенчаны церемонией награждения. Теперь это все – факты истории. Каждая церемония, хоть и проходили они в торжественной обстановке не в каждый из пятнадцати годов, стала важным событием в жизни отрасли. Благодаря нашим партнерам, находившим возможность для спонсорской поддержки, пока это было разрешено законодательством, мы провели двенадцать замечательных вечеринок. В разное время спонсорами этих мероприятий были все нынешние игроки российского табачного рынка, за исключением совсем маргинальных компаний, вроде Балтийской ТФ.

  Когда бюджет вечера позволял, для нас с вами выступали настоящие звезды российской эстрады — «Блестящие» и «Стрелки», Юрий Лоза, Татьяна Овсиенко, Паскаль, Юлия Началова, Ирина Салтыкова, Натали, Анастасия Стоцкая. Вечера вели Игорь Верник и великолепный Михаил Сергеевич Боярский. Мы грелись в лучах этих звезд, наслаждались добрым вином и приличной закуской и общались, общались, общались. Оптовики знакомились с представителями фабрик, дистрибуторы – с поставщиками материалов, журналисты – с главами компаний, и никто ничего не пытался выгадать, выпросить, выспросить или, наоборот, продать или загрузить своими проблемами. Свободный обмен мнениями, впечатлениями, идеями, надеждами или – опасениями. Ведь табачная отрасль все эти пятнадцать лет была под нарастающим давлением регулирования, новых ограничений и запретов…

  Лишь один пример плодотворности общения на вечерах «Русского Табака». Идея создать Общероссийское Движение за права курильщиков возникла именно на таком мероприятии (это был 10-летний юбилей РТ), о чем лидер Движения Андрей Лоскутов неоднократно упоминал. Именно у нас он, тогда президент Российского сигарного союза, познакомился с представителями сигаретной индустрии и увидел новые возможности для своего организаторского таланта. А сколько мелких конфликтов и недоразумений было снято просто потому, что люди смогли встретиться и переговорить на нейтральной территории в душевной атмосфере!

  Музыка, звезды, угощение и общение – замечательно. Но кульминацией наших годовщин всегда был момент вручения дипломов – миг признания коллегами и, конечно, конкурентами, заслуг победителей голосований, их достижений и успехов в табачном бизнесе – признания объективного и публичного. Если подводить какие-то общие итоги награждений, то можно выделить несколько групп «соревнующихся» участников на этой длинной пятнадцатилетней дистанции. Это производители сигарет, табачные бренды, преимущественно сигаретные, и компании-поставщики отрасли. И за компаниями, и за брендами стоят люди – команды специалистов. Именно они и получали заслуженные награды. (Вся картина номинаций и победителей представлена в газете «Табачный Магазин», выпуск апрель-май 2016г.)

  Не хотелось бы считать соревнующимися между собой отдельных профессионалов, будь то пиарщик, бренд-менеджер, журналист или представитель некоммерческой организации. В номинации «Вклад в табачное просвещение», например, в разные годы побеждали писатель Андрей Малинин, руководитель Погарской сигаретно-сигарной фабрики Игорь Моисеев, и лидер Движения за права курильщиков, президент РСС Андрей Лоскутов, сигарный эксперт Олег Чечилов, преподаватель Сигарного университета Вилли Альверо. Участники онлайн-голосований на нашем сайте выбирали, чью деятельность в соответствующем году стоит отметить и поддержать своим голосом, и голоса набирали все. Победитель обычно был один, но это не значит, что остальные сделали мало. Каждый вклад, как в «табачное просвещение», так и в «цивилизованное регулирование рынка», важен и ценен. И мы не будем выделять «лучшего» в персональных номинациях. Все – лучшие!

  Лишь в случае журналистов можно отметить издания: газета «Коммерсантъ» стала однозначным лидером среди деловых СМИ, освещавших табачные темы, – пять раз ее репортеры признавались отраслевым сообществом лучшими в своем деле. В эту победу вклад внесли четыре журналиста: Дмитрий Добров (2001), Светлана Ментюкова (2002), Анна Рябова (2007) и Олег Трутнев (2011, 2014). У «Коммерсанта», конечно, было объективное преимущество – 15 лет назад эта газета уже существовала. На втором месте среди деловой печати «РБК» (три победы за 15 лет), по два раза лучшими стали журналисты газеты «Ведомости» и еженедельника «Компания».

  Возвращаясь к командному зачету за 15 лет лучшей, то есть самой титулованной, табачной компанией стала «Дж.Т. Интернешнл» (JTI). Из 94 дипломов корпоративных номинаций для производителей сигарет они забрали 35! На втором месте – «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (20 побед), на третьем – «БАТ Россия» (15 наград). Такое распределение выглядит справедливым и соответствует положению этих компаний на рынке. Результаты остальных производителей: «Империал» – 12 дипломов, KT&G – 6 побед, «Донской Табак» – 5 раз за 15 лет, немецкая компания Joh. Wilh. Von Eichen была отмечена единожды.

  Номинации для сигаретных брендов включали как оценку управления брендом, так и специальные маркетинговые аспекты: дизайн, инновационность, рекламный креатив. Всего за 15 лет было проведено 49 голосований для торговых марок, но распределение наград гораздо более широкое, чем у компаний. Что вполне понятно: активных компаний на рынке и десятка не осталось, а брендов до сих пор сотни. Так или иначе, один явный лидер все-таки есть – это многолетний бестселлер российского рынка – сигареты «Winston». Мы считали вместе награды всех версий семьи бренда, и у марки «Winston» – восемь дипломов. Второе и третье места поделили семейства «Kent» и «Marlboro», собрав в разные годы по три диплома. Еще восемь брендов дважды становились призерами и 18 – по одному разу. (Эти же маркетинговые награды учтены и в корпоративном зачете: 49 голосований по брендам включены в общее число 94 корпоративных).

  Что касается соревнования поставщиков табачной отрасли, то явного лидера здесь по понятным причинам нет: число компаний огромно, а специализация каждой – узкая, если не уникальная. Победы в голосовании по этой номинации отражают скорее активность компаний в продвижении своего имиджа, своих товаров и услуг, в представлении новых решений, в послепродажном сервисе, а также в такой деятельности, как проведение конференций, семинаров, коллоквиумов и т.д. для своих клиентов в табачной отрасли. Активные, на виду и на слуху находящиеся поставщики, получали, как правило, больше всего голосов. И, конечно, это ни в коем случае не значит, что продукция поставщиков, не победивших ни разу в голосовании, хуже, чем у победителей. Но, возможно, такие поставщики слишком привержены такой добродетели как скромность, и мало рассказывают о себе широким кругам специалистов. У которых, соответственно, иногда просто нет никакого мнения о том или ином поставщике, если опыта непосредственной работы с ним не было. Но главное голосование в этой категории происходит деньгами, закупочными контрактами, запросами на коммерческое предложение.

  Так и в собственной истории Медиа Группы «Русский Табак»: главный наш успех не в масштабе торжественных вечеров и объеме собранной спонсорской помощи на их проведение, а в постоянной многолетней востребованности индустрией. Пока участникам рынка нужны наши информационные сервисы и продукты, наша аналитика и экспертиза, наши оценки и прогнозы – мы продолжим нашу работу. И мы помним, и будем помнить всех тех, кто когда-либо оказал нам поддержку. Особо хочется отметить тех внимательных и дальновидных людей, кто дал нам шанс на самых первых порах, кто помог нашему проекту в его первые годы. Прежде всего, это ветераны российского табачного бизнеса – Владимир Иванович Галагаев, Александр Григорьевич Каплан, Иван Игнатьевич Саввиди, Алик Мирсаидович Туйгунов, Карл-Хайнц Фельберг и Владимир Константинович Аксенов. Их более молодым, но не менее прозорливым коллегам мы также безмерно благодарны: Елене Александровой, Андрею Бадеру, Вадиму Боцан-Харченко и Сергею Кациеву. Все эти замечательные люди сегодня уже не имеют прямого отношения к табачной индустрии, но мы всегда будем вспоминать их с неизменной благодарностью.

   Максим Королев,

   Медиа Группа «Русский Табак»


Оцените статью