Перегибы американской истории

События
Новый гость нашего «сигарного понедельника» – писатель Сергей Кредов, автор байопиков в серии ЖЗЛ («Дзержинский», «Щелоков»), детективной повести «Тринадцатая ночь» (о похищении президента). Поговорить решили о криминальной предыстории американской революции. С чего же начиналась их американская родина?
 Как образовалась Америка? Имена отцов-основателей известны. Вашингтон, Джефферсон, Франклин… Но они вышли как политики намного позже, а конфликт с Англией шел уже достаточно давно. Началось же с того, что англичане решили брать с американцев налоги, как и в остальных колониях. Но платить колонисты не хотели. А, кроме того, они желали продолжать экспансию на Запад, чему препятствовал договор англичан с индейцами, гарантировавших, что они туда не пойдут.
  Так что идеологически причина конфликта была. Ситуация стала обостряться после того, как налоги в 1763 году все же были введены. А в 1765 году разразился скандал после введения т.н. гербового сбора – документы имели силу только в случае, если на них наклеена английская марка. Через год налог был отменен, но фитиль запалили.
  Как развивался конфликт? Колонии начали объединяться на почве борьбы с Англией. Появились люди, которые терроризировали британских чиновников. В Бостоне некто Оливер, назначенный распределителем гербовых сборов, столкнулся с бандитским беспределом – был разграблен его дом, а сам Оливер чудом остался в живых. После чего был вынужден отказаться от должности.
  Таким образом, когда марки из Англии все же приехали, распределять их было уже некому. Из-за опасений за свою собственность и жизнь. Здесь нельзя не упомянуть Сэмюэля Адамса – двоюродного брат будущего второго президента США. В действительности он был настоящим бандитом, возглавившим борьбу в Бостоне. Будучи сыном разорившегося мирового судьи, когда его собственность была выставлена на аукцион – с молотка не ушел ни один предмет, так как покупателей Адамс основательно обработал.
  Он же стал и вдохновителем антибританской организации «Сынов свободы», которые устроили «Бостонское чаепитие» – ключевое в американской истории событие, за которым, по сути, последовала революция. Иными словами, в первые годы революции поджигателем выступал криминал. И отсюда первый вывод – бандитская часть населения всегда активизируется, когда власть по любой причине оказывается слабой. При том что основная часть народа, как правило, хочет жить как жила.
  Следующий вывод, который мы сделали – с чего бы ни начиналась заваруха  (с экономических ли требований, национальных, религиозных и т.д.) и кто бы ее не начинал, лозунг будет всегда одним и те же – «За независимость и свободу». Поскольку именно эти понятия являются для людей базовыми.
  Далее катализатор событий – всегда пролившаяся кровь. И потом уже никого не волнует, почему это произошло, кто был прав, а кто виноват. Этого этапа, к сожалению, не избежать. Так же, разумеется, происходило и в Америке.
  Сергей Кредов убежден, что двойная мораль – то, без чего невозможно представить американскую историю. Начали с криминала, а затем выдали совершенно потрясающий по форме документ – Декларацию независимости. И крайне важно понимать, что любой основополагающий документ будет по-настоящему работать только в одном случае – если он написан блестяще. И американский пример – наглядное тому подтверждение. Их декларация безупречна не только с точки зрения логики, но и стилистически.
  Суть в том, что существуют неотъемлемые права человека. Государство должно их соблюдать, в противном случае люди вправе отстаивать их с оружием в руках. Но как же эти права формулируют американцы? В каком случае нужно сопротивляться? Джефферсон перечисляет право на жизнь, право на свободу и право на стремление к счастью. Сильнейший тезис!
  Что такое стремление к счастью, и зачем оно было включено в Декларацию? А нужно это было затем, чтобы если бы англичане отменили налоги и вывели войска, то американцы и тогда могли бы им ответить, что уже не будут счастливы в Британской империи.
  Любопытно, что когда академик Андрей Сахаров, находясь в ссылке в Горьком в конце 70-х годов, писал свою Конституцию свободной России, то включил в нее «право человека на счастье». И лишь потом, вернувшись в Москву и получив доступ к архивам, смог изучить американскую Декларацию независимости. После чего признал, что их формулировка точнее и вернее.
  Подытоживая все сказанное, давайте решим для себя никогда не переставать стремиться к счастью. Ведь без счастья и жизнь со свободой – не жизнь вовсе.
   Петр Давыдов
Оцените статью