Необычный шведский табак, часть вторая

События
Делегация Российского сигарного союза побывала в Швеции. Сегодня Сигарный портал публикует окончание путевых заметок Андрея Лоскутова, начало - здесь.

Делегация Российского сигарного союза побывала в Швеции. Сегодня Сигарный портал публикует окончание путевых заметок Андрея Лоскутова, начало — здесь.



  Его превосходительство

  На ужин Алексей Аксенов пригласил посла России Виктора Татаринцев. «Может быть, придет», — сказал Алексей Константинович. Мы не очень поверили – посол человек занятый, тем более в эти дни ожидалась делегация российского МИДа. Но посол пришел. Поразил нас своим талантом рассказчика, прелюбопытными историями из жизни дипломатов (Виктор Иванович до Швеции был послом в Исландии и в самой Швеции уже 17 лет) и – что особенно было заметно – неформальной, настоящей человеческой любовью к Швеции.

  Выяснилось, что в посольстве есть мемориальная комната первого посла СССР  в Швеции – легендарной Александры Коллонтай. Мы напросились в гости к послу. Посол немного замялся – было видно, что завтрашний день уже был расписан. Но все же выделил нам час. Ровно час. Минута в минуту. И этот час – был часом новых рассказов о Коллонтай, о том, как создавался этот музей, о том, как на территории посольства устанавливался памятный камень русским казакам, оказавшимся в плену во время Северной войны, о том, как приезжал с визитом в Швецию президент России – первый госвизит после того, как сто с лишним лет назад Швецию посетил Николай II.

  Я подарил Его превосходительству книгу «Табак как песня» и несколько русских сигар компании Siglo de Oro.

  Наш человек в Стокгольме

  Рогер Хагель – удивительный парень. Его сигарный магазин находится на Королевской улице, 55. Здесь есть и небольшой лаунж – на шесть мест. Зная, что мы придем к нему, Рогер написал в своей группе в Фейсбуке, что сегодня магазин закрыт. Рядом с Рогером всегда большая собака – но в этот день он попросил жену Таню собаку забрать: «Я же не знал, может быть, кто-то из вас боится собак».

  Рогер хорошо говорит по-русски. Он десять лет провел в России – учился в институте физкультуры (конькобежный спорт), жил Москве, Киеве, Алма-Ате. Его отец возглавлял компартию Швеции. После возвращения из России Рогер стал главой Интуриста. А потом, когда Интурист закрыли, оборудовал магазин. И сейчас продает сигары и – по старой памяти – помогает тем, кто хочет поехать в Россию, чаще всего шведским спортсменам – делает им российские визы.

  Мы угостили Рогера русскими сигарами – «Евгений Онегин № 3» и Siglo de Oro Tarde. А он нас – Partagas Solomones и шведской регионалкой Punch.

  Во время нашего разговора-прокура мимо магазина проходил один из его постоянных клиентов. Увидев открытую дверь, зашел – «Рогер, в чем дело, ты же написал, что сегодня магазин закрыт?!». «Иди-иди, не мешай, видишь у меня гости из России», — сказал Рогер.

  Он считает самой комфортной страной в мире Швецию и очень трогательно относится к России. У него русская жена Таня, он ездит в Россию, у него русские друзья, на теле — тату Рабочий и Колхозница, а называя кличку собаки – Leo, он поясняет: «как ваш Лео Толстой».

  Примерно 80 процентов его сигарных продаж – это гаваны, 10 процентов – Bossner и ещё 10 процентов – всё остальное. Рогер дружит с Константином Босснером, и перед нашим приездом в Стокгольм мы провели вацап-конференцию с участием Рогера и Кости Босснера. «Ты хорошо знаешь Костю? Он, правда, классный парень?» — спрашивает меня Рогер. И говорит, что иногда берёт билет и летит в Берлин, чтобы просто покурить с Костей.

  Посвящение в студенты

  Сигарных лаунжей в Стокгольме – раз-два и обчелся (кажется, буквально раз-два: именно два, один из которых — у Рогера Хагеля, он собирается свой лаунж увеличить – за счет переоборудования подвала). Но здесь можно курить на верандах. На одной такой веранде мы курили, а мимо шли шведские девчонки с контейнерами для яиц и с масками для ныряния. Увидев нашу сигарную группу (это солидно выглядит – пять курильщиков сигар), они остановились: дайте нам 10 крон и можете разбить яйцо об голову любой из нас, — предложили они. Оказывается, сегодня день посвящения в студенты. Крон у нас не было, мы дали 10 евро, то есть примерно в десять раз больше, чем просили. И нам позволили разбить хоть всю коробку яиц. Мы били яйца, студентки смеялись, но после третьего яйца вмешалась администрация ресторана и предложила девушкам удалиться. Может быть, это мешало другим посетителям ресторана, а, может, просто сама затея казалась несколько провокационной. А я вспомнил, как попал однажды на такое же посвящение в Париже. Там студентки несли бананы, и если тебе не жалко было трех евро, то банан они отдавали тебе в руки, а сами начинали его облизывать.

  Кстати, на этой же веранде вышел еще один маленький инцидент. Поужинав на 350 евро и заказав на дежистив кальвадос, мы закурили. Один из членов нашей делегации достал свою походную фляжку и, попросив у официанта пустой бокал, налил себе глоток рома. Официантка попросила прекратить распитие принесенных с собой спиртных напитков, потом пришел старший менеджер и сделал нам выговор.

  Когда мы рассказали эту историю Рогеру, тот пожал плечами: если бы вы были американцами, вам бы ничего не сказали.  

  Шереметьево

 
В Шереметьево мы обменялись впечатлениями о трехдневной поездке. Общий вывод: очень понравилось, насыщенный, информативный визит. Благодарили Алексея Аксенова и Игоря Диденко. Пожав друг другу руки, пошли на выход. А там нас ждал сюрприз – сотрудник «Нески» вручил каждому члену делегации по коробке сигар Aristocrat.

   Андрей Лоскутов,

   президент Российского сигарного союза


Оцените статью