Маленькая табакерка, с которой связана большая история

Ремарки

В моих родных близ града Воронежа был Петром Алексеевичем флот российский заложен. 3 января 1696 года голландцами была доставлена в разобранном виде галера в с. Преображенское. Там по её размерам были построены и другие галеры, которые переправили в Воронеж, где их и собрали.

           В моих родных местах близ града Воронежа был Петром Алексеевичем флот российский заложен. 3 января 1696 года голландцами была доставлена в разобранном виде галера в с. Преображенское. Там по её размерам были построены и другие галеры, которые переправили в Воронеж, где их и собрали.

           2 апреля 1696 года с воронежских стапелей торжественно сошли три галеры. В строительстве первой из них Петр принял самое активное участие, изрядно помахав топориком. Заслуженно Петр Алексеевич был провозглашен ее капитаном. А имя кораблю дали «Principium», что в переводе значит «Начало». Дальше, мы помним, что поход на крепость Азов увенчался успехом. Это была первая морская победа России.
Государь наш отметил победу с размахом. И в этом великом празднестве была создана «коробочка для нюхательного табака, оформленная в виде корабля и украшенная серебром». С этой табакеркой Петр I отправился в путешествие в составе Великого посольства.

           Сотрудник музея Эрмитаж О.Я. Неверов на страницах первой части описания экспонатов «Петербургского Императорского Музея» (Кунсткамеры) от 1741 года описывает этот экспонат. Табакерка поступила в Кунсткамеру после смерти Петра I с примечанием о том, что царь «ее возил с собой в первое путешествие по Фландрии и Британии».

           Она была украшена фигуркой рыкающего льва, поднявшегося на задние лапы, чтобы сокрушить неприятеля. Царь зверей, увенчанный короной, уподоблялся Петру I, который нанес ощутимый удар Порте. Лев — знак июля, а именно 20 июля и произошла победа русского флота. Необходимо отметить, что это — не «лев голландского герба», поскольку тот должен был бы сжимать в лапах семь вместе связанных стрел, означающих семь соединенных провинций.

           Впоследствии Екатерина II забрала кораблик-табакерку в свой домашний музеум в Зимнем дворце. В 1789 году в числе других драгоценных вещей он был перемещен по приказанию Екатерины II в комнату возле лоджий Рафаэля. В первую опись эрмитажного музея прикладного искусства он был внесен под № 38 как «Штучка деревянная ореховая, на подобие галеры, по местам вставлено штучки малинкия перломутровыя». Эту запись обнаружила хранитель и исследователь ювелирных изделий Эрмитажа М.И. Торнеус. Настолько велика была ее уверенность в том, что этот кораблик должен был напоминать царю ту самую галеру «Principium», что она увидела в завитках орнамента на корме неясно резанную в дереве надпись-название: «Principium». Однако традиция писать название судна на его корпусе появилась в русском флоте только в конце царствования Петра I, а узаконена была лишь при Павле I.

           Судя по размерам табакерки (3,2 х 2,9 х 12,2), ее носили в кармане, а поэтому она не должна была иметь острых углов. Соответственно, смешно было бы вырезать из дерева или делать в металле мачты и паруса. Однако отнюдь не случайно золотые (или хорошо вызолоченные серебряные) пластинки крышек «палуб» так закреплены на шарнирах, что, будучи поставлены вертикально, напоминают мачты с поднятыми парусами, а их, как и положено, две.
К сожалению, имя мастера, создавшего табакерку-кораблик, неизвестно — осталась лишь перламутровая монограмма, на которой видят то «J. P. M.», то «J. D. M.».

           Вот так флот, табак и дипломатия создали целую историю табакерки! 

           Валерий Пронин

 

Оцените статью