Поделиться Пензой

Наш Союз: клубы, города, люди

Мы продолжаем разговор о сигарной России: о городах, клубах, а главное людях – тех, с кем мы дружим, в каком бы краю нашей необъятной Родины они ни жили. Начав с Магнитогорска, продолжаем – теперь о сигарной Пензе.

Впервые я побывал в этом городе три года назад, зимой – ездили с товарищем в Тарханы и на день остановились в Пензе. Времени было мало, погода стояла мрачная, и город нам не открылся. Вроде все посмотрели, но сердце осталось глухо.

Двухэтажный фирменный поезд «Сура» отправляется с Казанского вокзала в 20:40 и прибывает в Пензу в 07:35. Погода солнечная, город только начинает просыпаться, так что до гостиницы решил пройтись пешком. И сразу поймал себя на мысли, что город вроде и тот же, но другой. Возможно, потому, что в первый приезд никого в Пензе не знал – теперь же меня здесь ждали мои сигарные товарищи. Еще из Москвы я созвонился с Вячеславом Акуличевым и договорился увидеться в 10 утра.

Забросив вещи в отель, спускаюсь к Славе – с ним мы решили начать этот день с поездки в Тарханы.

Вячеслав – управляющий сетью табачных магазинов Al Capone (осн. в 1998 г.). На базе одного из них не так давно появился сигарный лаунж, пока что единственный в городе. Туда мы решили отправиться вечером, а днем съездить в Тарханы – в усадьбу бабушки Лермонтова, где будущий поэт провел свои детские годы.

По дороге телефон Вячеслава звонил не переставая. Как Слава сказал, в среднем в день – порядка 200 звонков, иногда и больше. Исключение – выходные, которые посвящены детям. Все остальное время – работа. В его ведении – администраторы, продавцы, водители, по сути, весь процесс организации продаж «от и до».

По дороге спрашиваю у Славы о его первой сигаре. Оказывается, «курит» он с детства: два года, с пяти до семи лет, жил с родителями на Кубе. И прекрасно помнит уютный балкончик, отца, раскуривающего гавану… И этот невероятный запах! Иногда просил папу специально подымить на него. Так что, как это часто бывает, любовь – родом из детства.

Пора поделиться Лермонтовым

В Тарханах телефоны выключаем: чтобы, входя в прошлое, максимально отдалиться от настоящего, чтобы на прошлое постараться посмотреть не из сегодня, а из тогда. Вряд ли, конечно, получится, но можно хотя бы попробовать.

Проходим живописные пруды, и большой барский дом уже виден вдали (здесь с 1939 года лермонтовский музей). Мы идем, обгоняя тургруппы, и слышим, как с большим чувством экскурсоводы рассказывают о безграничной любви бабушки к Мише (любовь действительно была просто сумасшедшей, какой-то запредельной), о ранней смерти его матери, о вынужденной разлуке с отцом (теща сильно не любила того, кого выбрала ее дочь, и решительно забрала ребенка себе – сегодня это грубейшее нарушение ст. 68 Семейного кодекса России, а тогда — ничего, прошло, да и бабушка была одной из богатейших людей России).

Обрывки долетающих до меня рассказов разворачиваются моей памятью в большие картины – я многое знаю из того, что говорят экскурсоводы. Но всё равно интересно: даже когда знаком с биографией поэта, здесь все воспринимается совсем по-другому. Genius loci.

«Тарханы прекрасны в любое время года. Здесь можно отрешиться от суеты и почувствовать себя по-настоящему свободным», – говорит Слава. Это звучит странно – прошлое делает свободным сегодня. Но это так. И я соглашаюсь со Славой. И киваю ему, когда он добавляет, что на пенсии с радостью жил бы здесь. Киваю и думаю: я бы тоже.

«Нужно съездить сюда на выходные с сыном, пора уже показать ему это красоту», – говорит Вячеслав.

«Пора» – это не только потому, что сын подрос, но и потому, что ты сам дорос до какого-то осознания и готов им поделиться.

Al Capone

На обратном пути, когда мы с Вячеславом возвращались в Пензу, уже стемнело. Ресторана при сигарном лаунже пока нет, так что заехали перекусить. А после ужина прогулялись посмотреть Al Capone, расположенный в историческом центре.

Еще до запрета на курение, 10 лет назад, здесь располагался один из лучших клубов города. Возможно, когда антитабачное законодательство будет приведено в божеский вид, в этом месте появится еще одно место для встреч афисионадо. Но сегодня действующий лаунж в отдалении от центра – по адресу самой крупной точки Al Capone.

Именно там мы договорились встретиться и покурить с Владиславом Левиным, владельцем табачной сети Al Capone и руководителем Пензенского регионального отделения Российского сигарного союза. Наравне с Игорем Пузыревым из Мурманска, он один из старейших табаконистов страны. Влад рассказывает, как однажды они с Игорем Пузыревым обсуждали сигариллы 90-х – «Тихуана», «Темпранильо» и др., а стоящие рядом коллеги-курильщики попросту не понимали, о чем речь.

Хотя сигаретами и сигариллами В. Левин занимается с незапамятных времен, свою первую сигару выкурил в 2001 году. Тогда он открывал точку в ТЦ «Метро Сити» и впервые поставил на полку три кубинских витолы ручной скрутки: Fonseca, Romeo y Julieta, Montecristo. Взял одну с собой и под коньяк выкурил на пару с другом – очень понравилось. С тех пор Влад предпочитает курить именно так – лучше реже, но не спеша и в хорошей компании.

Сегодня в Пензенском сигарном клубе примерно полтора десятка членов. Каждый раз, когда появляется повод и желание, они собираются в лаунже. Влад рассказывает, что всегда рад видеть гостей из других городов – и это истинная правда. Наши коллеги Виктор Авдеев и Григорий Жедяевский из Московского сигарного клуба по пути из Оренбурга в Москву заехали в Пензу и рассказали потом о самом гостеприимном приеме.

До объявленной пандемии пензенские афисионадо встречались чаще, но 2020 год стал непростым. Однако Вячеслав говорит, что есть серьезные планы развивать лаунж – а это значит собирать больше людей, проводить регулярные мероприятия. Не сомневаюсь, что в Пензе все получится. Костяк клуба есть, место имеется, поэтому сегодня важно продолжать популяризацию сигарной культуры и расширять круг друзей.

Моё место

Пензенский лаунж просторный, здесь без труда разместится человек двадцать. И без того немалое пространство визуально расширяют панорамные окна. При желании можно скрыться от посторонних глаз за кремовыми жалюзи, на которых портреты Черчилля, Че Гевары, Аль Капоне, именем которого названа торговая сеть.

Основательные столы оформлены оригинально – в их центр встроено стекло, под которым на кофейных зернах лежат сигары. У столов – удобные кожаные кресла. В углу лаунжа красивый буфет – здесь кофеварка, алкоголь, книги о сигарах, несколько шахматных досок. Всё, что нужно для отдыха.

Сигары можно взять в хьюмидорной комнате. Выбор серьезный: гаваны, Oliva, Davidoff, Camacho, Arturo Fuente, Macanudo и пр.

Главное, конечно, не само помещение. Можно поставить любую мебель, но нельзя подделать дружелюбие, искреннюю радость, с которой тебя встречают. А для нас, русских, часто важнее именно это. Конечно, мы до сих пор готовы сидеть хоть на пластиковых стульях или на пятиметровой кухне, лишь бы с друзьями. Но это – в душе. А на деле все реже приглашаем кого-то на кухни, и все чаще дружескую атмосферу ищем в ресторанах, сигарных клубах, лаунжах. И если находим, значит – это «мое место».

Идем по городу

Еще во время нашего путешествия в Тарханы Вячеслав рассказал, как в последние годы меняется Пенза: переложили главную пешеходную улицу, отремонтировали площади и бульвары, открыли бассейн и киноконцертный зал, строят новый цирк, привели в порядок набережную. А в этом году запустили в самом центре поющий фонтан.

Раньше на его месте была знаменитая на весь город картина Э. Мане «Кружка пива», собранная из 55 тысяч разноцветных пивных пробок. Арт-объект простоял здесь 20 лет, с августа 2000 года, но теперь его убрали. А вот уличные часы с кукушкой – по-прежнему рядом. Каждый час вокруг них собираются родители с детьми и ждут, когда дверцы откроются и любимая кукушка прокукует. Вспомнил, как в детстве сам с бабушкой стоял так у часов театра Образцова, куда мы специально приезжали к полудню – это был настоящий праздник.

 

Одна из главных достопримечательностей Пензы – Музей одной картины, в мире такого больше нет. Открыт он в 1983 году по инициативе Георга Васильевича Мясникова, секретаря Пензенского обкома КПСС (кстати, на всех фотографиях — он с неизменной папиросой, куряка!). «Правда», «Известия», «Советская культура» тогда писали об этом музее как о необыкновенном событии культурной жизни страны. В списке журнала «Форбс» из шести уникальных музеев мира Музей одной картины – на третьем месте по соседству с Музеем Туринской плащаницы в Милане, Музеем колокола Свободы в Филадельфии, Музеем корабля Васа в Стокгольме. Олег Табаков в свое время сказал о Музее одной картины: «Замечательное, доброе дело творят люди в Пензе. Причастие духовное так насущно необходимо в наше быстротекущее время».

Уже нет давно Мясникова, нет КПСС, да и страны самой нет. А музей есть – уникальный, единственный в мире – Пензенский!

Посещение начинается с просмотра полухудожественного, полудокументального 45-минутного фильма о жизни и творческом пути художника, а также о той картине, которая выставляется. Снимается работа специально для Музея одной картины силами актеров местного драмтеатра. И надо сказать, фильмы совершенно замечательные, подготавливающие к восприятию живописи. А после просмотра включается свет, экран поднимается, и взору зрителей предстает картина. Одна. Мне выпало счастье увидеть «Приморский город. Вид Ялты» Айвазовского. Впечатление после фильма «Секретные краски Айвазовского» – сильное.

Если картин хочется увидеть больше – в Пензе есть художественный музей. Здесь помимо незаслуженно забытого многими Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова – собраны работы Репина, Сурикова, Крамского, Савицкого, Макарова, Айвазовского, Шишкина, Саврасова, Поленова, Васнецова, Петрова-Водкина, Фалька, Кончаловского, Лентулова, Куинджи, Левитана, Серова, Коровина, Верещагина. Оцените имена!

Как думаете, откуда у провинциального музея такие шедевры? Ни Репин, ни Саврасов, ни Крамской, скорее всего, никогда не были в Пензе. Не дарили и вряд ли продавали Пензе свои картины – у областных галерей мизерные бюджеты как сегодня, так и тогда.

Я сам никогда не задумался над этим: откуда в областных центрах, где я бываю и где всегда стараюсь зайти в музеи, такие интересные собрания? Самое вероятное – от той самой Советской власти, с которой мы так быстро попрощались в 1991-м. От той самой власти, которая из запасников столичных музеев бесплатно раздавала в областные центры работы классиков, чтобы классики стали ближе к народу – к простым людям, работягам, которых надо приближать к высокому.

И смотрите – проросло! При музее для детей открыта «Школа радости» – это не художественная школа в привычном понимании, детей здесь учат «читать» живопись. Кстати, забавный (и очень современный) эпизод – во время моего пребывания в Пензе при музее экспонировалась временная выставка «История боли». Именно туда при мне повели на экскурсию группу из «Школы радости».

Идем по городу дальше.

Излюбленное место горожан – Парк культуры и отдыха им. Белинского. Раньше сюда шла канатная дорога. Когда на канатку не стало денег, ее закрыли, а путь на гору переименовали в Тропу здоровья. Мне повезло попасть на гастрономический фестиваль, проходивший в парке в эти дни. В огромных чанах варили варенье и яблочный компот, угощали всех желающих. А на сцене в это время выступали звезды областной филармонии. Самое яркое впечатление произвели оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под открытом небом. К сожалению, цветы для солистки купить в парке не удалось, поэтому со словами благодарности за искусство подарил воздушный шарик в форме цветка. Радостного оранжево-красного цвета.

 

Благодаря Вячеславу Акуличеву удалось познакомиться и с замечательным Театром доктора Дапертутто (открыт на грант президента России), ставящем спектакли на сцене дома-музея Мейерхольда, частью которого и является. Все роли здесь играют мужчины, и популярность у театра зашкаливающая – билеты распроданы на много месяцев вперед. Без помощи Славы было бы не попасть.

Посмотрел я спектакль «Вдовы» по одноименной абсурдистской пьесе знаменитого польского драматурга Славомира Мрожека. И хотя классической мейерхольдовской биомеханики я на сцене не увидел – постановка все равно произвела впечатление. Поэтому тем, кто будет планировать поездку в Пензу, рекомендую этот театр к посещению.

И, конечно, обязательно стоит сходить в сам дом-музей Мейерхольда. Всеволод Эмильевич родился и закончил гимназию здесь, в Пензе.

Пензенская земля дала много имен нашей России и миру: поэт Лермонтов, публицист Белинский, историк Ключевский, актер Мозжухин, режиссер Мейерхольд, писатель Куприн. Бесчисленным числом имен учившихся, работавших здесь вплетена Пенза в историю России.

И Пенза, и другие наши, говоря бюрократическим языком, субъекты федерации – собственно то, что и есть мы с вами. И власти – какими бы они ни были, советскими, царскими, какими-то иными – оказывались хорошими, правильными, если развивали эти самые субъекты-губернии-области и обратно получали вложенное сторицей – людьми, их инициативами, знаниями, поступками. Так создается, ткётся общее наше неразрывное государственное полотно. Случаются разные времена, канатку приходится заменять тропой здоровья, но самое важное остается.

В новом свете

Три дня, проведенные в Пензе, полностью перевернули мое представление о городе. Вопреки первому впечатлению, которое далеко не всегда оказывается верным, город раскрыл себя живым, динамичным. И словно в подтверждение этому уже распахнулись двери Спасского кафедрального собора, взорванного в 1934 году.

Заново его начали строить в 2010 году, и вот уже можно зайти внутрь. Со временем стены будут расписаны, появится иконостас, начнутся богослужения. А пока – мы просто видим, что работа не стоит на месте.

Это движение в Пензе проявляется во многом, в т.ч. в качестве жизни обычного человека: один ресторатор открыл ресторан высокой кухни (очень рекомендую Craft), Влад Левин – сигарный лаунж Al Capone, ну и уже перечисленные – Школу радости, храм, театр…

Так что, искренне поделившись с вами Пензой, я вновь устроился у окна скоростной «Суры», чтобы уехать и ждать случая вернуться, снова сказать городу «Здравствуй!».

Фотографии автора

Оцените статью