Израиль, который есть, часть вторая

Записки афисионадо
День второй …Спали так себе. Ночью над морем летали боевые самолёты. Знаю как звучат истребители, они и летали, их ни с чем не перепутаешь.
  День второй
  …Спали так себе. Ночью над морем летали боевые самолёты. Знаю как звучат истребители, они и летали, их ни с чем не перепутаешь. 
  Спали не очень, но, как ни странно, выспались.
  Первая наша туристическая цель – старый город, Яффо (по-еврейски Яффо, по-арабски Яффа). 
  У Тель-Авива (ТЛВ) как города истории всего-то лет на сто, может чуть больше, он ровесник нового независимого Израиля. Однако у него на юге, прямо в пределах нового города, живёт своей особой жизнью старый, очень старый еврейский, а потом арабский Яффо. Апартаменты у нас тоже в Яффо. 
  Вообще, по отзывам всяких туристических форумов, известно, что смотреть в ТЛВ нечего, только Яффо! Мы учли это и сразу после завтрака отправились за достопримечательностями и тут же вернулись. 
  Во-первых, с московской непривычки слишком тепло оделись. Зима в этом году, конечно, не сибирская, но всё же не +12.
  А во-вторых… снова не работала навигация. Локация скакала, куда угодно, чуть не в Москву, и я поначалу стал грешить на свой новый Самсунг. Но и у Вали тоже не работало (наверное, GPS специально «качают», решил я, чтобы, значит, на долетали палестинские ракеты). А без навигации современный человек в чужом городе, как Маша в лесу. Хуже! Маша всё-таки была местной. Пришлось напрячься, прикинуть пару опорных точек и выйти снова (не сидеть же!), но уже не в Яффо, а к набережной в ТЛВ. Что же, будем смотреть прибрежные «недостопримечательности». Опять же море.
  Набережная. Набережная – она везде набережная. Слева море, справа хайвей с небоскрёбами. Туристы, спортсмены, собаки с хозяевами (много собак в ТЛВ), самостоятельные коты, сёрферы. Сёрферов тоже самостоятельные, лезут в ледяную воду и ничего не боятся. Есть волна и безумные катаются.
  Набережная разбита на отдельные «пляжи». На каждом есть самое необходимое: туалет, кафе, раздевалка, первая помощь. На одном таком мы присели попить кофе. Цены, как положено на набережной, заоблачные… На стене граффити, а ля Бенкси: маленький мальчик на веревочке запускаем огромный самолет. Самолет наш — Миг-25. Даже звёзды есть. Вот что мы им всем сделали? Хотя пора уже привыкнуть, русские виноваты везде и во всём. Обслуживали при этом нас доброжелательно, без неприязни. Впрочем, в обслуге или эмигранты, или арабы, да хоть бы еврейская молодёжь, деньги же.
  После кофе мы свернули в город, решив вернуться к апартаментам по петле. В городе у нас было как минимум две задачи: купить автобусную карту и разменять доллары.
  Транспортную карту покупали в хозяйственном, навроде наших «Тысяча мелочей». Хозяин, старый еврей, долго не мог понять, на сколько и для каких поездок нужна нам карта. На ломаном английском мы мучились минут десять, а потом он махнул рукой, спросил, какой у нас родной (неужели не понял, что мы русские?), и ушёл на улицу. Через минуту вернулся с русской, и уже с её помощью мы наконец купили две транспортные карты «Рав-Кав» (каждому) с поездками на завтра. Да, только на один день, но зато с ними мы сможем доехать и до центрального автовокзала, и до Иерусалима, и потом трамваем в Иерусалиме. За всё 20 долларов. Дорого ли? 650 рублей с человека. Наверное, не очень. Мы раскланялись, сказали всем «спасибо», «тэнькью», «тода» и пошли бродить дальше.
  Современные города – это всегда смешение стилей. Эклектика! Панельные пятиэтажки соседствуют с модерновыми небоскрёбами и современными торговыми центрами, и вдруг, тут же за поворотом мечеть, церковь или синагога. Центральная улица красива и ухожена, но стоит свернуть в переулок: мусор и разбитая дорога. И ещё везде строительство, везде! Видимо, в ТЛВ живёт «брат» Собянина, и тоже не сидит сложа руки.
  Ближе к обеду зашли в торговый центр, побродили, поохали на цены (Израиль оч.дорогая страна) перекусили в китайском ресторане и снова ушли в улицы.
  В ТЛВ в глаза бросается ещё одна особенность, явное приятие ЛГБТ сообщества. В некоторых магазинах это так сильно ощущается, что буквально радуга витает в воздухе. А ещё в одном парке нам попался памятник Холокоста ЛГБТ. Сто тысяч сожженных в нацистских печах голубых и розовых. Ужас. Правда-правда, ужас. А вообще, странно. Вроде бы евреи люди консервативные, празднуют Песах, Хануку, Йом-Кипур, чтут Тору, помнят про Содом и Гоморру, и… И такая неожиданная терпимость. И ведь не мигрантский Сидней. Или ТЛВ мигрантский?
  Пока крутили головой, впитывая впечатления, незаметно выбрались на известнейший во всём Израиле рынок Кармелит. Барахло и тряпки, парфюмерия, овощи, фрукты, хлеб и сладости всё вперемешку. Лавки и ряды, ряды и лавки. Толпы народа и крики продавцов. И глядя на торгующих, невозможно понять, где араб, а где еврей. И вообще, точно такой же рынок я уже видел, в Киргизии, в Оше. Только цены не ошские. Цены конские! Выбравшись из рынка с булкой, халвой и кремом, снова ушли на набережную, а с неё все-таки снова в Яффо.
  В старом, арабском Яффо прямо на входе много христианских церквей разных конфессий, мечеть, но было уже около пяти, а в ТЛВ жизнь ближе к шести замирает. 
  Мы выпили по капучино, прошлись вдоль блошиного рынка, полюбовались на закат, зашли в пару магазинов, и снова закончили день… в русском магазине, на завтрак купили йогурта и колбасы.
  И вот, пол восьмого, а ноги уже отвалились, и день закончился. 
  Сели ужинать и смотреть киношку по ютьюбу. 
  Завтра в Иерусалим.
  Иерусалим. Город настоящий и выдуманный
  «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях.» 
  Не удержался, процитировал. 
  Когда-то из этих строк я узнал про Святой город, потому как никакая история в школе про Иерусалим ничего толком не рассказывает. Афины – да, Рим – конечно, Вавилон – а как же… Про Египет – обязательно. А Иерусалим – вскользь. И прочитав у Михаила Афанасьевича, я возгорелся своими глазами увидеть это чудо. И первый раз мы в него попали почти случайно. В тот мой отпуск, в ноябре 2014 года, мы так долго собирались в разные заморские страны, так долго, что в результате у нас ничего не получалось, и мы оказались в Египте в Шарм-аль-Шейхе. В ШАШе мы уже бывали, Красное море видели, красота неописуемая, но хотелось чего-то нового, и мы собрались и уехали в двухдневную поездку в Иерусалим. «Два дня» сказано сильно, по факту вышло всего-то несколько часов, часа три вечером, и четыре на следующий день с утра, но в Старом городе мы побывать успели. И я стал мечтать приехать на побольше, на подольше, более вдумчиво, ибо никак нельзя за несколько часов прикоснуться к вечному. 
  А еще я стал про Город читать. 
  А ещё стал учиться, и в моей учёбе этот Город был всегда и везде. 
  А ещё про его историю много и нещадно врали и врут, и нужно самому занять какую-то позицию. 
  И я занял.
  Двести лет назад, всё что написано в Библии было истиной в последней инстанции. Было именно так, именно так складывалась судьба еврейского народа, и никак иначе. Был у неё гениальный и божественный предводитель Моисей, кто вывел свой народ из египетского плена. И был царь, поэт и завоеватель Иерусалима Давид. Был мудрый правитель Соломон. Был Первый Иерусалимский Храм. Был вавилонский плен. И был Храм Второй. И было ещё много интересных, а главное, важных для всего человечества событий потом. 
Но наступило образованное время, и вдруг стало модным подвергать всё сомнению. Смотреть на всё скептическим или, сказать иначе, критическим взглядом. Гробокопатели взялись разворовывать египетские гробницы, а их почему-то назвали археологами. (А разве не так? Сколько сокровищ было вывезено во времена наполеоновских войн из Египта? Сколько их осело в мировых музеях? Истинному владельцу почти ничего не оставили.) И вот эти гробокопатели начали составлять свою египетскую хронологию, чтоб копать по науке. И тут вдруг выяснилось, что в их хронологии библейской истории места нет. Не нашлось у египтян соответствующих каменных «скрижалей», обелисков, где бы подробнейшим образом, как в Библии, была описана страшная и великая история исхода евреев из Египта. Даже к какому фараону отнести это событие, к Рамзесу ли Второму или к какому другому, неизвестно. А тут ещё верблюды эти! При чём тут верблюды? А не приручили ещё тогда верблюдов, а они описаны в «Исходе». (Откуда известно, что не приручили? Есть квитанции? Справки? Но допустим.) А ещё несоответствия… Мол в том страшном море (мор, как вы помните был) вымерла вся скотина, кого же тогда увели евреи? И таки нет никаких каменных египетских документов, пересчитанных и прошнурованных. А что тогда есть? А есть концепция. Не было ничего! Египтяне про себя такого не писали – и мы им верим! А евреи написали про себя? Нет, нет, мы им не верим! Чего то мы им верить станем? 
  А знаем ли мы, а помним ли, что писали иностранные наемники и коммивояжёры с Запада, что приезжали в Московию XV века, про русских? Мы там такими безграмотными свиньями предстаём… просто ужас охватывает! Мы ли это? А Запад по сию пору этим дневникам верит. А нам не верит, хотя и у нас были (и есть!) свои «дневники», и мы сами им верим. 
  Так что тогда получается? А получается, что весь этот «научный» скепсис субъективен. Получается, что история — она та, в какую верят. 
  Вот вы верите, что американцы летали на Луну? Вы верите? А есть у вас безоговорочные, непререкаемые, не подвергаемые сомнению факты доказывающие полёт? Или неполёт? 
  «Всяк человек ложь есть!» В это я верю безоговорочно. И верю в Библейскую историю, которая нас учит быть человеком… нет не так, Человеком, с большой буквы! Божьим творением! Любимым Его созданием, не смотря на всё наше самоедливое свинство, гнездящееся в нас, в наших генах, не смотря на всю нашу, так называемую, гордость, которая на самом деле суть презрение и неуважение к себе подобным. И ещё, мне нравится, как Библия описывает, откуда взялось это самоедливое свинство в нас.
  Сто раз правы мусульмане, когда не позволяют рукам «учёных» прикоснуться к святыням. Не позволяют разложить святое в бездушный ряд Фурье (любого Моцарта, Бетховена и Чайковского разложи в суммы сухих синусоид, что получишь?), не позволяют обратить святое в профанное, тридцать три раза доказать умными фразами и выкладками, что это не «то», а это «не так», а это сущая глупость, несмотря на то, что люди в это свято верят. 
  И поэтому при описании я буду оперировать фактами Библейскими, как фактами первыми и неоспоримыми. Евреи написали свою историю так, сохранили за три с половиной тысячи лет, донесли ее до современности, значит так и было! И не убеждайте в меня в обратном.
   Валерий Лаврусь
Оцените статью