Замок «Фалль». Возрождение

Записки афисионадо

  В августе я посетила столицу Эстонии, где у меня состоялись встречи, о ходе и итогах которых мы сообщали ранее. Сегодня я, как и обещала, расскажу о поездке в дивное местечко, расположенное недалеко от Таллинна...

 

  В августе я посетила столицу Эстонии, где у меня состоялись встречи, о ходе и итогах которых мы сообщали ранее. Сегодня я, как и обещала, расскажу о поездке в дивное местечко, расположенное недалеко от Таллинна, всего в 27 километрах, называется оно Кейла-Йоа, здесь находится имение графа Александра Бенкендорфа.
  Почему я решила рассказать подробно именно об этой поездке? Потому что совершенное нами маленькое путешествие напрямую связано с сигарами. В замок Фалль мы отправились вместе с президентом Таллиннского сигарного клуба Туллио Либликом. А принимали нас там владельцы имения, по совместительству любители сигар Александр Гур, предприниматель из Санкт-Петербурга, и Андрей Дворянинов, эстонский бизнесмен, которые и восстановили родовое имение графа Бенкендорфа, а в дальнейшем и князей Волконских.
  Сразу скажу, услышав слово «замок», я представляла себе что-то очень масштабное, какое-то загадочное место, возможно, немного мистическое, может быть, даже с приведениями, появляющимися в полночь (последнее, конечно, шутка). Оказалось, что замок графа Бенкендорфа не так уж и велик, но то, что он настолько красив – этого я даже не могла представить и не ожидала. Это такое место, от которого просто веет спокойствием, веет умиротворенностью, а какая там природа, а какой там воздух, а виды… Друзья, какие там виды… Но не буду забегать вперед, расскажу обо всем по порядку.
  Свой сегодняшний отчет я решила построить таким образом: буду описывать все, что мы видели, пытаясь представить вам нашу прогулку. А наш экскурсовод, он же совладелец имения Александр Гур будет делиться историческими фактами, достоверно ему известными.
  Первое, что открылось нашему взору, когда мы прибыли на место, – водопад, находящийся совсем рядом с главным зданием имения. Его красоту на словах я точно не смогу передать, но есть фото, возможно, оно немного оживит мой рассказ.
  

 
  Пока любовались видом водопада сверху, Александр Гур рассказывал о самом имении и месте, где оно расположено.
  Александр Гур: «Почему замок называется «Фалль»? Это производное от немецкого слова «fallen» – падать. Совершенно спокойная река неожиданно падает с шестиметровой высоты, превратившись в такой красивейший водопад. Пока мы стоим на верхней точке, нам открывается одни вид, снизу же он становится совсем другим – чувствуется масштаб и мощь этой воды. В Эстонии два крупных водопада – Ягала и Кейла-Йоа. Первый считается самым большим, а этот – самым красивым. Место, где расположено родовое имение графа Бенкендорфа, имеет гористый, разноуровневый ландшафт, что не характерно для Эстонии. Исследователи считают, что когда-то сюда попал метеорит, в результате чего получился тектонический разлом и потом появился водопад. Здесь много гористых участков, напоминающих больше Северную Италию».
  Постепенно мы спускаемся вниз, в ту самую точку, из которой, как говорил Александр Гур, открывается захватывающий вид. И действительно, такая красота, мощь и такой успокаивающий шум падающей воды. Дальше мы снова поднимаемся к тому месту, откуда началась наша экскурсия, проходим через подвесные мосты и оказываемся в том месте, где водопад берет свое начало, в том самом месте, где спокойная река с бешеной скоростью спадает вниз. Все это время Александр рассказывает нам историю. Не передаваемое ощущение от прогулки по таким местам, дышащим историей.
  Александр Гур: «История этого места начинается с XVI века. Первыми владельцами поместья были эстонские и немецкие дворяне, которые часто сменяли друг друга, была такая большая ротация. Но обо всех владельцах этой земли рассказывать не буду. Перейдем сразу к тому моменту, когда замок «Фалль» стал принадлежать графу Александру Христофоровичу Бенкендорфу. Он приобрел его и несколько прилегающих к нему территорий в 1827 году. Александр Христофорович Бенкендорф (Konstantin Alexander Karl Wilhelm Christoph von Benckendorff, 1783-1844) вошел в историю, в первую очередь, как шеф корпуса жандармов и начальник Третьего отделения. В советское время историки заклеймили его сатрапом, активно пропагандировавшим цензуру, и гонителем Пушкина. Меж тем, это был образованный человек и весьма разносторонняя личность.
  Бенкендорф изначально планировал сделать здесь имение с огромным парком, для чего и «докупил» соседние мызы – Меремыйза и Кяэсалу. Сейчас этот парк в 40 гектаров принадлежит лесничеству. Он был посажен специальным образом – коридоры, поляны – в английском нерегулярном стиле. Сейчас он зарос, но если его сделать как было намечено по проекту – это место станет потрясающе красивым, но для этого нужны серьезные инвестиции. Здесь была создана гидросистема – много ручьев, озер, была рыба, но за столько лет запустения все изменилось не в лучшую сторону – бобры погрызли деревья, отвалились какие-то каналы – поэтому сейчас парк находится в плачевном состоянии».
  Вероятно, парк действительно был красив. Когда-то. Давно. Но не сейчас. Он на самом деле запущен и выглядит как обычный лес. Только, конечно, гораздо чище. Но буду честна. На меня он не произвел особого впечатления, поэтому сразу перейду к рассказу о самом имении – вот что действительно поражает своей красотой. Прежде чем зайти в замок, мы обошли его с улицы. Первое, о чем рассказал нам Александр – два льва, «сторожащих» крепость. Эти фигуры подлинные, их берегли как Бенкендорфы, так и Волконские. В войну мраморные статуи исчезли, но недавно новым владельцам имения их вернули в целости и сохранности сотрудники одного из музеев Эстонии. По мнению специалистов, эти львы старше самого имения – им более 200 лет.
  Александр Гур: «Александр Христофорович Бенкендорф создал свое поместье в неоготическом (новоготическом, или байроновском) стиле, являющимся достаточно вольной вариацией на тему средневековья со всеми его атрибутами (расцвет христианства, рыцарские турниры и т.п.). Все строительные работы проводились с 1828 по 1831 гг.
  Главное здание «Фалля» было сделано ассиметричным, со стрельчатыми окнами и без каких-либо тяжелых внутренних опор. Внешний вид здания был уникальным и запоминающимся в первую очередь из-за восьмигранной, увенчанной зубцами башни. Она поднималась вверх на 20 метров и служила опорой портику. Над башней развевался флаг с гербом Бенкендорфов – три красные розы на голубом с золотом поле и девизом «Perseverance» — «Настойчивость».
  Одной из причин, почему Бенкендорф решил создать свое имение именно в таком стиле, стало то, что оно было для графа благоприобретенным, а не родовым, поэтому было совершенно необходимо, чтобы оно полностью показывало историю рода Бенкендорфов и историю жизни его семьи.
  Вообще история семьи Александра Бенкендорфа очень интересна. Его мать – Анна Юлиана Шиллинг фон Канштадт – приехала в Россию вместе с императрицей Марией Федоровной, женой русского царя Павла I, она была ее ближайшей фрейлиной и подругой. Она умерла в 1797 году, когда Бенкендорфу было всего 15 лет, заботы по воспитанию, а также образованию взяла на себя русская императрица, фактически став приемной матерью Александра Христофоровича. Это отчасти объясняет успешность его карьеры.
  Время строительства замка – это время перехода от ампира к готике и эклектике, от больших дворцов к малым, камерным постройкам, в которых преобладала тема семьи, добрых отношений, уюта и комфорта. Кстати, с семьей у графа было все в порядке. Старшая дочь Бенкендорфа – Анна вышла замуж за австрийского дипломата и уехала с ним из России, младшая Софья стала женой князя Кочубея, средняя – Мария в 1838 году вышла замуж за сына святейшего князя Петра Михайловича Волконского, министра Императорского дворца, – Григория».
  Все, что мы увидели в этот день в замке «Фалль», все это – колоссальная работа Александра Гура и Андрея Дворянинова – именно эти два джентльмена восстановили имение графа Бенкендорфа в том виде, в котором оно сейчас открывает свои двери всем посетителям. Ведь на протяжении многих десятилетий оно было заброшено. Я видела фотографии, на которых замок запечатлен в совсем разрушенном состоянии – целыми оставались только стены и потолок. Именно таким его и приобрели Александр и Андрей.
  Александр Гур: «Реставрацию мы начали осенью 2011-го. За два с половиной года удалось не только привести главное здание в порядок, но и восстановить полностью интерьеры. Сейчас работает музей. Наш рекорд – 980 человек в день. Осталось построить конюшни и церковный дом, так как здесь также была церковь. Супруга Бенкендорфа – Бибикова Елизавета Андреевна – была набожной женщиной. Если говорить честно, она и строила поместье «Фалль». В изученных нами переписках видно, так как Бенкендорф был очень занятым человеком, все заботы по строительству легли на ее хрупкие плечи.
  Только взявшись за эту работу, мы начали научно-исследовательские изыскания. Полтора года занимались тем, что искали в русских и эстонских архивах информацию о том, как выглядело, как функционировало это поместье. Стоит отметить, что были люди, готовые купить территорию, например, под автомастерскую и прочее, тогда бы его историческое значение было потеряно для общественности.
  Когда мы купили «Фалль», начали анализировать, читать, изучать – на нас начала сваливаться критически огромная масса информации. И мы историческому надзору сами начали приносить материалы, рассказывающие об этом поместье. Иногда себе не на пользу. Нам говорили: «Ребят, зачем вы это делаете?». На что мы отвечали: не можем поступить иначе, потому что это все здесь так и было.
  Мы старались воссоздать поместье максимально исторически точно, основываясь на имеющиеся у нас материалы. Вместе с тем мы находили интересную информацию об образе жизни владельцев поместья – что они ели, как отдыхали, какие имели пристрастия и увлечения. И сейчас это нам позволяет нам работать с концептом именно в рамках этих параллелей».
  Конечно, услышав о том, что новыми владельцами имения было изучено все досконально, вплоть до быта прежних жильцов, я не смогла удержаться от вопроса – «а курил ли граф Бенкендорф».
  Александр Гур: «Честно скажу, не знаю, я с этим не сталкивался. Но вообще вопрос интересный – была ли мода в петербургских салонах того времени на курение табака? Это надо будет изучить».
  Мода была – курили ведь Грибоедов, Пушкин, причем, курили именно сигары. Но вот курил ли Бенкендорф, — вопрос. Можно предположить, что – нет, поскольку император Николай Первый табак не любил, хотя курильщикам не препятствовал.
  Александр Гур: «После своей смерти Бенкендорф завещал поместье – не разделимую собственность – старшей дочери. Но она вышла замуж, уехав из страны, таким образом потеряв право собственности. Потому имение перешло во владение дочери Марии, вышедшей замуж за Григория Петровича Волконского, представителя знатнейшего дворянского рода. 
  До 1922 года поместье принадлежало семье Волконских. Очень много детей здесь родилось – очень много воспоминаний, это такая большая культурная жизнь. Из нынешних Волконских – в Эстонии Петер Волконский, режиссёр, актёр, рок-музыкант, композитор и сценарист. Мы с ним дружим. Когда мы только купили поместье, сразу же поехали к нему получить благословение, поговорить о его семье. Он очень рад, что мы изучаем его родословную, делимся с ним неизвестными ему сведениями.
  Еще интересный момент – кому поручил Бенкендорф строительство этого объекта. Ведь он мог выбрать любого архитектора, но выбрал совершенно неожиданно Андрея Ивановича Штакеншнейдера, молодого человека, работавшего в тот момент чертежником. Мы встречались с исследователями творчества Штакеншнейдера, все они говорят о том, что если бы не этот первый объект, не эти интерьеры – не было того Штакеншнейдера, не было бы тех прекрасных дворцовых ансамблей – Мариинского и Николаевского дворцов Санкт-Петербурга и многих других выдающихся зданий, спроектированных им же. Это крупнейший российский зодчий, феноменально известный, и это первое его творение, имеющее просто огромное архитектурное значение, — замок «Фалль».
  Думаю, что доведем мы это поместье и эту нашу историю и до ЮНЕСКО. Мы всегда говорим о том, что нам очень повезло с поместьем, а поместью повезло с нами.
   Эта история должна быть для людей».
  Немного расскажу о том, что находится внутри особняка. Мебель восстановлена также по архивным материалам, она изготовлена по специальному заказу. В кабинете графа Бенкендорфа все так, как было при его жизни: стол-бюро, портреты государей, медали войны двенадцатого года, бронзовые бюсты, модели памятников. На потолке, как и во всем доме, на лепных украшениях, на дверных ручках – всюду герб Бенкендорфа: три розы на щите и девиз: «Persеvеrance». На втором этаже здания будет расположена гостиница для тех туристов, которые захотят пожить в покоях Бенкендорфа или его супруги. Еще одна достопримечательность – лестница, ведущая на второй этаж – она выполнена из редких пород дуба – воссоздана, конечно, по архивным материалам. Покои графа и его супруги описать сложно. Их надо только видеть – сколько в них красоты!..
  Еще из того, что нам удалось узнать от нашего экскурсовода – существует легенда, что именно здесь, в замке «Фалль», адъютант Бенкендорфа Алексей Львов 26 мая 1833 года сыграл написанный им гимн Российской империи «Боже, царя храни!» (на слова В. Жуковского) в присутствии Николая I. Первой исполнительницей гимна была старшая дочь Бенкендорфа Анна. Император был в восторге. В настоящий момент на самом нижнем этаже имения-музея можно услышать записи всех гимнов, написанных когда-либо. Их можно прослушать на простом в использовании, но современном аппарате, просто нажав кнопку, предварительно выбрав интересующую композицию, в том числе и «Боже, царя храни… сильный, державный…».
  Завершилась наша экскурсия приятной беседой с владельцами замка «Фалль» в небольшой уютной комнате, расположенной рядом с винным погребом, которая могла бы стать отличным сигарным лаунжем. Здесь мы обсуждали вопрос возможности проведения в этом историческом месте русско-эстонского сигарного вечера. По словам Александра Гура и Андрея Дворянинова, не исключено, что в этом событии также примет участие и Петр Андреевич Волконский, потомок графа Александра Христофоровича Бенкендорфа.

   Оксана Сергеева-Маленькая


Оцените статью