Сигарный портал публикует небольшой отрывок из книги Анатолия Рычкова «Сигара, она и в кино сигара!».
«Здравствуйте, я ваша тетя» – начиная с 1975 года это не только пословица, но и название любимой эксцентрической комедии десятилетия.
Наверное, это единственный советский фильм, в котором можно увидеть с сигарой… Чарли Чаплина. Герой Чаплина из фильма «Вечер в мюзик-холле», сидя рядом со сценой, прикуривает свою сигару от сигары героини спектакля. Виктор Титов не зря включил именно этот отрывок с Чаплиным в свой фильм. Сигара стала в фильме равноценной партнершей главных героев и персонажей.
Появление сигары связано с первыми минутами нахождения Бабса в доме полковника. Джеки и Чарли принимают гостя за донну Розу. На буфетной стойке Бабс видит сигару, которую для себя приготовил Брассет, берет ее и, как истинный афисионадо, обнюхивает ее. Второй выход сигары связан с попыткой Бабса сбежать из дома, прихватив по пути бутылки с шампанским. Выбежав из дома с сигарой в зубах, полицейские возвращают беглеца в дом с помощью акробатического кульбита в воздухе. Бабс после кульбита лежит на полу, пытается встать, крупным планом лицо беглеца и сигара в центре экрана, и наш герой понимает, что ему предстоит продолжать навязанную ему игру.
Другой любитель хозяйских сигар – лакей Брассет. Он в минуту затишья, расположившись в кресле, курит сигару и продолжает наслаждаться хозяйским шампанским. Появляется Джеки:
— Что такое? Пахнет моими сигарами. Ты не чувствуешь, Брассет?
— Нет, не чувствую.
— Хм… Ты можешь идти.
— Хорошо, сэр.
Брассет еще раз появится с сигарой в фильме. Превосходный эпизод, когда он делает зарядку с сигарой во рту, периодически затягиваясь ею. Между упражнениями потягивает шампанское, правда, сожалея, что оно кончается. И все это под мелодию песни 1954 года (а события ведь происходят в начале ХХ века!). На мой взгляд, здесь более уместна песня Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика»:
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите, три-четыре,
Бодрость духа, грация и пластика,
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще, гимнастика.
…Прочь влияние извне,
Привыкайте к новизне,
Вдох глубокий до изнеможения…
Еще одна превосходная сцена. Совместное чаепитие с настоящей донной Розой является одной из самых комедийных сцен фильма. Именно из застольного разговора в нашу жизнь вошло большинство цитат из этого фильма. Чего стоит этот диалог:
Донна Роза: Трудно поверить, что вы жили в Бразилии. Вот, например, все женщины там курят сигары совсем как мужчины. А вы не имеете этой привычки?
Бабс: Я обожаю сигары. Дай сюда! Я обожаю сигары. Давайте закурим. По-нашему, по-бразильски!
Донна Роза: Но я, к сожалению, недолго жила в Бразилии и не успела привыкнуть там к сигарам.
Бабс: Да? Жаль. А я успела. Превосходная страна! Это… Там в лесу столько диких обезьян…
Бабс после чаепития неожиданно увидел Эллу Делей, даму всей своей жизни, и упал в обморок. Сигара должна была послужить лекарством для восстановления душевных сил и успокоения его для дальнейшей игры. Джеки со словами «пора кончать с ним» изящно достает из кармана сигару и предлагает ее Бабсу, лежащему на диване. Но в связи с появлением дам, он гротескно отнимает сигару у Бабса и берет ее себе в рот.
Чаще всех мы видим с сигарой сына полковника Чеснея — Джеки, большого любителя сигар. Мелькнула сигара и в руках его друга Чарли, явно не любителя сигар. Единственный эпизод с курящим сигару полковником Чеснеем запоминается благодаря Кригсу. В сцене, когда Кригс сообщает полковнику о том, что он «счастливейший из людей», дым со стороны сидящего вне кадра полковника, курящего сигару, валит, как из пароходной трубы. Кригс в порыве чувств хватает полковника, поднимает его на руках и бросает на пол. Приподнявшись, тот сожалеет об уплывших от него к «подлецу» Кригсу миллионов «вульгарной особы» и несколько раз глубоко затягивается сигарой, выпуская клубы дыма.
В самой лиричной сцене фильма, встрече Бабса с Эллой, разыгран комедийно-драматический сюжет с сигарой. «Чертовски хочется курить», — говорит Бабс и, увидев сигары, вальяжно располагается в кресле и раскуривает сигару. Но услышав приближающиеся шаги, вскакивает и начинает под платьем прятать сигару. Комедийность сюжета была в том, что горящая сигара не давала возможности спокойно поговорить, и Бабсу приходилось проделывать немало комичных действий, пока он не сумел залить горящую сигару струйкой от садовой скульптуры-фонтана.
Эта сцена привела к несчастному случаю на сьемках. Драматичность ситуации сложилась в том, что он дол¬жен был спрятать горящую сигару под юбкой. Костюмер и пиротехник придумали приспособление: к юбке был пришит специальный асбестовый кармашек, куда надо было попасть горящей сигарой. В кармашек заложили пиро¬технический заряд… Но Калягин промахнулся и не только задымился, но и начал гореть. Он выскочил из кадра и бросился прямо к Останкинс¬кому пруду – остывать. Ожог оказался настолько сильным, что съемки на время пришлось прекратить.
Сигара в фильме была не просто сигарой, реквизитом, она играла и дополняла сюжеты, образы героев, она появлялась в самых неожиданных сценах. К тому же это один из редких фильмов, где сигара или ее курение не просто демонстрируется, а персонажи ведут разговор, диалоги о курении.