Ушел Джек Восьмеркин

Ремарки
Умер Александр Кузнецов. На его счету более 70 киноработ, самая известная - заглавная роль в телефильме 1988 года «Джек Восьмеркин – американец».

Умер  Александр Кузнецов. На его счету более 70 киноработ, самая известная — заглавная роль в телефильме 1988 года «Джек Восьмеркин – американец».

  Известие о смерти Александра Кузнецова меня потрясло. Не верилось и не хотелось в это верить. Перед глазами стояла встреча с этим улыбчивым, очаровательным и добродушным человеком. На этой встрече я рассказал о проекте «Сигара в нашем кино» и вручил Александру свою книгу «Сигара, она и в кино сигара!» Рассказал об особом отношении любителей сигар к фильму «Джек Восьмеркин – американец» и о то, что Александр Кузнецов стал своеобразной иконой сигарокурения. Александр поразил меня своей  скромностью и застенчивостью.

  Когда я писал книгу, у меня часто щемило в груди при упоминании актеров и режиссеров, которые ушли из жизни. За последнее время уже несколько человек, о которых я писал в книге, покинули нас. Это великие люди, они заставляли нас смотреть на жизнь другими глазами, грустить и смеяться, говорить их фразами и репликами.

  Приятно вспоминать встречи в клубе с некоторыми режиссерами и актерами. Кто-то стал лауреатом нашего проекта «Великие имена — великие сигары». А. Кузнецов не успел. Хотя достоин. Мы с Александром договорились, что он обязательно посетит Московский сигарный клуб.       

  В моей книге 161 фильм с сигарой. Но только один из них — именно «Джек Восьмеркин…» — рассказывал про сигару. Для многих любителей сигар он стал чуть ли не справочником, пусть и упрощенным, и не без замечаний. Это, можно сказать, единственный фильм, в котором сигару использовали не как реквизит для образа героя, а как основу сюжета. Этот фильм мгновенно сделал звездой юного Александра Кузнецова.

  Хотя от этой роли актер поначалу отказался. «Был глуп, неопытен. Съездил в Петербург на пробы, прочитал сценарий. И слишком легкомысленным, неправдивым он мне показался, — рассказывал А. Кузнецов. —  Мы же все знаем, что происходило в СССР во времена продразвёрстки и военного коммунизма, когда люди гибли миллионами. А тут какие-то песни, пляски… Я сказал режиссёру Татарскому об отказе. Но Евгений Маркович специально приехал в Москву, поймал меня в Щукинском училище: «Ты что, идиот? Это будет великая картина и твоя лучшая роль. Обещаю!» И убедил. У меня были великолепные партнёры: Лев Дуров, Евгений Евстигнеев. Однако в процессе съёмок предчувствия шедевра не было. Но после выхода на экраны я уже не мог выйти на улицу. Где бы ни появлялся, все хохотали, показывали пальцем, хватали за рукав».

  Фильм рассказывал о русском мальчике, попавшем во время гражданской войны в Америку. Весной 1928 года после десятилетнего пребывания в Америке Яшка Восьмеркин вернулся в советскую деревню Починки (Чижовская волость Воронежский уезд) с намерением организовать здесь свой бизнес. Приехав, он ужаснулся, так как тот надел, который дали матери, годился только для огорода, никак не для бизнеса. Корова была только одна, поэтому и молочная ферма отпадала. К тому же он столкнулся с русским деревенским бытом и менталитетом, который никак не способствовал фермерству вкупе с социалистическим строем. Трудолюбивый и честный Джек, был полной противоположностью местной молодежи, объединенной в коммуну. Джек начинает упорно работать.  Опыт жизни в Америке позволяет Джеку вносить в  советскую  действительность западные технологии. Делается все вроде бы правильно. Но при этом — вокруг Россия. «То есть бизнес-план у него был хороший (получил землю, привлек членов семьи в партнеры, исследовал почву, получил финансирование у местного богача, провел рекламную кампанию и так далее), но маркетинг – плохой. В результате первая попытка наладить собственный бизнес у него получается неудачной», — рассказывал Александр Кузнецов. В итоге продажа сигар не идет, кулак Скороходов требует вернуть долг и  забирает все непроданные сигары, перемалывает их на «крупомолке» и продает табак под маркой «Мохорка амириканска». Фильм на этом заканчивается. Что же дальше стало с Яшкой, — додумывать могут сами зрители.

  Александр Кузнецов работал в Театре на Малой Бронной, много снимался в кино. Роль Восьмеркина стала в какой-то степени пророческой: его герой приезжает из Америки в Россию, а сам Александр вначале 90-х уезжает в США. Съемки в сериалах («Беверли Хиллз 90210» и «Аляска Кид») приносили ему неплохой доход, но актер решил вернуться на родину. В Америку он летал на съемки, на чтение лекций и на лечение. Там же, в США, он и умер на прошлой неделе — 6 июня 2019 года, на 60-м году жизни.

Мы прощаемся с Александром Кузнецовым, а с нами остается Джек Восьмеркин. Остается навсегда.

   Анатолий Рычков,

   президент Московского сигарного клуба


Оцените статью