Исследование первой главы романа в стихах «Евгений Онегин»

Ремарки
На вечере «190 лет с Евгением Онегиным», проведенным в Москве Российским сигарным союзом, проф. Александр Иваницкий познакомил гостей со своим исследованием первой главы романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Сигарный портал публикует транскрипт этой лекции.

На вечере «190 лет с Евгением Онегиным», проведенным в Москве Российским сигарным союзом, проф. Александр Иваницкий познакомил гостей со своим исследованием первой главы романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Сигарный портал публикует транскрипт этой лекции.

  Александр Иваницкий: «Сегодня мы рассмотрим первую главу книги «Евгений Онегин». Будем отталкиваться от того определения, которое дал классик русской критики Белинский – «Онегин, как энциклопедия русской жизни». Мы попробуем с ним поспорить, подумать, почему «Евгений Онегин» не является энциклопедией русской жизни. Может быть, в этом споре родится ответ на вопрос «О чем Евгений Онегин?».

  Энциклопедия – строго говоря, источник того, что человек узнает новое, то, чего он раньше не знал. Уже в школе говорилось о том, что энциклопедия – это то, что люди не знали прежде. Между тем, для читателей «Евгения Онегина» все то, о чем пишет Пушкин, до боли знакомо. Потому что Пушкин обращается к людям, которые прожили ту же жизнь, которую прожил он, точнее – молодость и юность. Уже в первой главе четко обозначен тот круг читателей, к которым Пушкин обращается, во втором и третьем лице – это близкие друзья, те люди, о которых упоминает Пушкин, которые были рядом с ним. Автор предлагает им осмыслить ту жизнь, молодость, которую они вместе прожили: что означает наша молодость, к чему мы пришли и откуда мы вышли. Здесь следует задать вопрос – как с этим кругом соотносится заглавный персонаж Евгений Онегин? Пушкин говорит: «Там некогда бывал и я», что показывает, что он прожил ту же жизнь, что и Онегин и друзья, к которым он обращается.

  Если мы зададимся вопросом, как с этим кругом связан Евгений Онегин? – мы можем обратить внимание на одну существенную деталь, а именно – есть ли в «Онегине» хоть одна черта, которой он не похож ни на одного героя, которая присуща только ему, не похожему ни на Пушкина, ни на Чаадаева, ни на Дельвига, пьяного на пиру. Чем Онегин, как художественный образ, отличается от известных нам образов?

  Каждой своей чертой Онегин на кого-то похож, более того, он отражает самое характерное, самое типическое, что есть в жизни тех персонажей, к которым обращается Пушкин, то что было в его собственной биографии. Иными словами, Пушкин дает понять: Онегин – это мы. Онегина вне нас не существует, он маска того коллектива, к которому обращается Пушкин и к которому он принадлежит. Это первое поколение русского дворянства России XIX века. Он обозначает собой все закономерное, все исторически значимое, что в этом поколении было. И все это исторически значимое, как это не парадоксально, заключено в первой главе.

  Начнем мы с того же, с чего начинает Пушкин: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы» — то есть в Петербурге. Почему именно там, а не в каком-то другом месте мог родится Евгений Онегин? Потому что Петербург ознаменовал прорыв в новую европейскую культуру, который завершился за сто лет до его рождения. Петербург противостоит всей остальной России, включая Москву, в которую, как вы поняли, поедет Татьяна. За фигурой Онегина всплывает другой персонаж, ни разу не названный, не упомянутый, а между тем являющийся первопричиной всего того, что происходит с Онегиным, – Петр I. Именно Петр — первопричина культуры, в которой воспитан Онегин и весь онегинский мир. Так нам Пушкин дает понять, что все мы родом оттуда. Все исторически важное в нашей судьбе происходит из того культурного переворота, который совершил он. Не случайно мы обращаем внимание, что почти на каждой странице первой главы так много иностранных явлений, пришедших в жизнь с Петром, окружает Онегина. Онегин воплощает собой именно этот переход от одной культурной эпохи к другой. Таким образом в самом начале задано то, что можно назвать темой. О чем роман? Это соотношение своего и чужого в культуре, тот раздел между своим и чужим, который обозначил Петр I в нашей жизни, в нашей исторической судьбе, плодом которой стал Онегин и онегинское поколение во главе с Пушкиным. Это то, что касается темы.

  А вот что является проблемой, которую заглавный герой в романе и воплощает. Если мы вспомним, из чего состоит день Онегина (причем каждый его день похож один на другой, как две капли воды). Это прогулка, это трактир, пирушка с друзьями, опять-таки в окружении всевозможных реалий европейкой жизни, затем балет и, наконец, бал. Заметьте, ничего случайного в этом круге нет. За этим идет не драматическое представление, не опера, а балет. Это те вещи, которые оперируются соответствующими эмоциями, этот спектакль посвящают Онегину. Затем бал – вершина вечера и суток для Онегина, причем круговорот является непрерывным – сон и снова все продолжается. Вся та европейская культура, потребителем и носителем которой является Онегин в романе, – это культура удовольствий, наслаждений.

  Тем самым подспудно высвечивается проблема, – перерождение замысла Петра, который стремился чужой культурой развить свое перерождение – культуру духа в культуру удовольствий, где чужое уже не развивает свое, а подавляет его. В этом смысле следует обратить внимание только на два персонажа XVIII века, упомянутые в первой главе: отец Онегина и учитель Онегина. Дворянская России второй половины XIX века живет в долг – это и есть перекос того замысла, который питал Петр I. Россия проматывает свое ради обретения культуры чужих удовольствий. Именно плодом этой культуры является душевный кризис Онегина, к которому он приходит в конце первой главы.

  Заметьте себе, как поступает Евгений Онегин, когда умирает его отец. Он получает наследство, и у него два пути – либо взять это наследство и платить долги отца, либо отказаться от него, что он и делает. Тем самым начинает свою жизнь заново. «Я не мой отец, я не принадлежу к этой культуре» — и он пытается, как мы увидим, начать жизнь с нуля. Теперь о фразе, которая закольцовано повторяется в финале восьмой главы – «Мой дядя самых честных правил», — размышляет Онегин, переезжая в другую, русскую деревню, олицетворяемую дядей – «Когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил…». Возможно, не все знают, что значит, «он уважать себя заставил» – двинул кони, умер вовремя. Именно этими же словами завершается роман – «Блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим». Тем самым Пушкин, сначала словами Евгения Онегина, а затем своими словами дает послание друзьям – этот этап нашей жизни закончен, не надо агонии, мы начнем другую жизнь, мы должны поступить подобно мудрому дяде и уйти вовремя…».



    Фоторепортаж Валерия Шейкина часть I

Оцените статью