«Геноцид» не пройдет?

Ремарки
Поздравляю всех курильщиков с окончательной датой вступления в силу нового техрегламента! Как известно, с15 ноября в России перестали выпускать пачки сигарет с привычным дизайном

Поздравляю всех курильщиков с окончательной датой вступления в силу нового техрегламента! Как известно, с15 ноября в России перестали выпускать пачки сигарет с привычным дизайном. Страшные картинки теперь должны быть нанесены на обе стороны упаковки. И размер этих картинок должен быть не менее 50 процентов от площади пачки. Кому-то (антитабачникам) ясно как дважды два, чем он хорош, а многие же примутся репу чесать – зачем удваивать натуралистические трэш-картинки, которые без законченных по смыслу предложений (хотя бы простейших, из подлежащего и сказуемого – «Курение убивает») означают не предупреждение о хворобе, но пожелание таковой? (Ким Чен Ын сейчас мог бы прислать Трампу пачку с надписью «Мучительная смерть», хоть Трамп и не курит). Зачем запрещать цифры вредных веществ, если «предупредительные» надписи одинаковы – и всегда были одинаковы, независимо от этих цифр? То, что одни сигареты, по мнению потребителя, якобы, менее вредны, чем другие, означает лишь то, что какие-то «другие» сигареты, к марке которых я, потребитель, нелоялен, вероятно, еще вреднее, чем «моя» марка, к которой я в настоящий момент лоялен. Ну падает спрос на какое-то курево, коему потребитель приписывает повышенные риски, и чья это проблема – неужто общественного здравоохранения? И зачем звонить куда-то по «универсальному» телефону, чтобы узнать «подробнее о последствиях» мучительной смерти, гангрены, импотенции? Или по этому телефону вылечат от табачной зависимости? А от телефонной зависимости по какому телефону вылечат?

  Весь «широкий круг стратегий борьбы против табака» в корне порочен – вот так. Устав Всемирной организации здравоохранения с первых фраз гласит: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». В РКБТ и антитабачных «руководящих принципах» такое понимание здоровья утрачено. Неясно, насколько заявленные цели и ожидаемые эффекты ему отвечают. Когда человек намерен бросить, скажем, курить, будучи глубоко мотивированным задачей поправить и укрепить свое здоровье, он добивается и того и другого, поскольку не ограничивается некурением, но интересуется и здоровым питанием, и дыхательной гимнастикой, и лечебной физ-рой, и многими оздоровительными практиками. Это помогает личности мотивированной и целеустремленной. А современные антитабачные стратегии исходят из того, что потребитель табачной продукции лоялен к этой самой продукции, не мотивирован от нее отказаться, и надо ему перманентно включать раздражители психологические, социальные и экономические, чтобы и он зашевелился в направлении светлого «будущего без табака». Оздоровительный эффект борьбы человека с собственным курением может получиться обратным. Можно принимать по рюмочке за каждую невыкуренную сигарету, а каждый день без сигарет отмечать доброй бутылкой – и стать, естественно, алкоголиком. Можно заедать желание курнуть пончиком, тортиком, мармеладом – и здравствуй, ожирение со всеми вытекающими последствиями. Можно каждые полгода бросать курить и возвращаться к сигарете, и вреда выйдет еще больше. В процессе бросания люди жалуются на бессонницу, депрессняк, упадок иммунитета, раздражительность, утомляемость – состояния, признаны опасными для здоровья.

  Но почему курильщик заведомо не мотивирован отказаться от курения? Потому что выраженной зависимостью в форме никотинового запоя, отнимающей время и самочувствие, он в действительности не страдает. И сопутствующими ей соматическими заболеваниями. Риск их умозрителен, перенесен на воображаемую старость, но в старости всё равно умрешь от старости, а до того будешь болеть старческими хворями. Пока человек курит понемногу, он относительно здоров, а как займется «бросанием» – начнутся проблемы… «Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить», — писали на пачках раньше. Но обратиться к врачу – значит, признать себя пациентом, то есть страдающим, больным. А по состоянию на сегодняшний день человек здоров! Без диагноза выраженной аддикции облепиться пластырями и увлечься «никожвачкой» – значит лечиться ненадлежащими средствами от несуществующей болезни.

  Так что, погоня за численностью, якобы, бросающего курить населения – это не борьба за истинное оздоровление нации. Можно уповать лишь на то, что пускай поколение за поколением приносятся в жертву борьбе, но когда в стране останется всего 5% курящих – можно будет всё чохом запретить и забыть как страшный сон, не считаясь с ничтожными 5%. Только 5% взрослого населения России – примерно 6 млн человек. Цифра сопоставимая с жертвами Холокоста. «Геноцид» не пройдет?

   Александр Фишман


Оцените статью