Трубка мира

Записки афисионадо

Побывав недавно в рабочей поездке по городам России, я заметил, что почти за две недели общения с разными людьми мы практически не касались политических тем, а если и касались – обсуждали их вскользь, причем достаточно мирно. Ведь курильщики хороших сигар и любители интересного алкоголя способны рассуждать здраво, абстрагируясь от штампов и даже обоснованных разногласий. Курение хорошего табака и в самом деле объединяет! Как тут не вспомнить о, пожалуй, самом распространенном фразеологизме, связанном с трубкой – «Трубка мира». Давайте попробуем разобраться, откуда он возник и чем интересен.

Понятно, что практически все слышали об индейской традиции раскуривать трубку после заключения перемирия. Именно этот красивый обычай, который стал известен обывателям благодаря книгам XIX века и их современным экранизациям, стал символом перемирия в большинстве стран. Если бы еще не началась борьба против курения табака, «Голубь мира» Пикассо точно бы не выдержал конкуренции…

  На самом деле, ритуальная трубка мира – это только одно из множества примеров  символического воскуривания индейцев. Ведь вожди и шаманы индейских племен начинали и заканчивали любое дело именно ритуальными курениями. Существовали специальные трубки и для начала войны, и для открытия и завершения торгов и сделок (кстати, отсюда, мне кажется, возникла традиция праздновать значимые события большой сигарой), и для начала и окончания путешествий, и даже, кстати, для политических и социальных преобразований. Ведь дым трубки посвящался богам, благодаря разносившемуся аромату они обращали внимание на просьбы и благодарности шаманов, а достаточно крепкий табак Nicotiana Rustica давал возможность и пообщаться с богами, услышать предсказания и напутствия.

  Одними из первых европейцев, выкурившими примирительные трубки с индейцами Северной Америки, были франкоговорящие переселенцы. Именно они создали так называемую Акадию, а после захвата этих земель на территории нынешней Канады, акадианцы переселились в Южную Луизиану, где создали еще один интересный трубочный артефакт – самый редкий и дорогой в мире табак Перик. Собственно, именно поэтому французское происхождение имеет и самое часто употребляемое название трубки мира – Калюмэ (Calumet). Произошло оно от французского  «chalumeau» — именно так называлась небольшая тонкая дудочка, родственница свирели. На нее были похожи трубки мира индейцев – они имели украшенные перьями длинные тонкие мундштуки из тростника или полого дерева, хорошо охлаждающие дым. Впервые в литературе это слово было использовано нормандским поэтом-сатириком Давидом Ферраном в середине XVII века.

  Для чубука же трубок индейцы, конечно же, использовали негорючий, прочный материал. Настоящим универсальным аналогом современного бриара у коренных народов Северной Америки можно считать «трубочный камень» катлинит. Он имеет красно-коричневый, голубой или черный цвет, достаточно прочен, но при этом прост в обработке и добыче. С его добычей связана еще одна интересная традиция. Каменоломни плато Като-де-Прери  на северо-западе почти всегда оставались нейтральными территориями, поэтому представители различных, даже воюющих друг с другом племен могли беспрепятственно путешествовать к карьерам и добывать священный трубочный камень.

  Самая знаменитая каменоломня, отмеченная американским правительством, как «национальный монумент», то есть природный памятник национального значения, так и называется – «Пайпстоунская» (Pipestone National Monument), что в переводе и означает «трубочный камень». Название минерал получил в честь американского художника Джорджа Кэтлина, посетившего в 1840-х годах Америку и изучавшего быт индейцев. В настоящее время его добывают только несколько индейских племен, самое многочисленное из которых – оджибва.

  В привязке к «трубке мира» часто вспоминают еще одно устоявшееся выражение – «топор войны». «Зарыть» его – это, опять-таки, прекратить военные действия. Причем, что интересно, и этот процесс также связан с курением. В основном, под «топором войны» подразумевался томагавк, а большинство этих острых каменных топориков в обухе имели чашу для курения, а в рукоятке – дымовой канал. И хоть в отличие от калюмэ они не имели сакрального значения, одновременно курить табак и воевать трубочным томагавком также не получалось, поэтому на время курения военные действия останавливались. Поэтому и топор войны в какой-то степени мог стать трубкой мира.

  Конечно, в очередной заметке не обойдется и без новинок табака. Примирить курильщиков сигар и трубок (хотя они-то, как раз, никогда и не ссорились) вполне может, например, табак Samuel Gawith Cigar Leaf, состоящий из сигарных листьев с Суматры. Покурить и разобрать его достоинства и недостатки обещаю в ближайших выпусках. Живите в мире, курите хороший табак, и тогда благословение великого Бога Маниту снизойдет к вам!

   Дмитрий Гуринчик,

   президент Одесского клуба любителей трубки,

   специально для Сигарного портала

Оцените статью