Курить снова модно — спросите у Фродо или Гарри Поттера

Записки афисионадо

Хочу предупредить сразу: вам поначалу покажется, что я развлекаю вас пустяковыми историями из жизни далеких голливудских и прочих звезд, которые курят. Нет, разговор постепенно станет серьезным, не боюсь этого слова – глобальным по полету мысли. Более того, одной колонкой дело не обойдется, беседа будет с продолжением.

  Итак, весной у антитабачных сил был очередной траур. По соцсетям пошли кадры, на которых юные звезды Голливуда и прочего гламура… и какие – Белла Хадид (модель Nike) или Дакота Джонсон («Оттенки серого») сидят в туалете на полу (на вид чистом), в вечерних платьях, вырвавшись на пять минут со знаменитого Мет-гала. Числом, вроде как, шестеро. И курят. В нарушение каких-то там запретов.

  Ну и что, скажете вы. Ну, курят девочки. Так это в наших краях такое – нормально. А у них не совсем. У них это было землетрясение. Конец эпохи.

  Идем дальше. Землетрясение вызвало нечто вроде селевого потока публикаций в СМИ — и вот вам, к примеру, материал про 50 таких же знаменитостей (из шоу-бизнеса и прочего гламура), которые опять же курят. Иногда или постоянно. Кого-то мы знаем, кого-то не очень. Пэрис Хилтон и ее сестра, к примеру. Или Леонардо ди Каприо, Леди Гага. Или вот еще Элайджа Вуд, Дэниэл Рэдклифф и Джуд Лоу – соответственно, Фродо Баггинс, Гарри Поттер и Шерлок Холмс.

  Хорошо, скажете вы – и что? А еще 50 звезд не курят. Какое нам дело.

  А дело такое, что курить – там, у них — снова стало модно. Модно бросать было в 80-е годы. В конце 90-х эту волну попытались оседлать антитабачные фанатики, приписав себе все «заслуги». А сейчас выясняется, что мода – она и есть мода. Приходит, уходит, возвращается. Помнится, чуть не на первом моем табачном побоище в эфире кто-то уже из российских фанатиков попытался утешить меня с грустным вздохом – мировая тенденция, смирись, гордый человек.

  Ага, вот вам тенденция. Сами смиряйтесь.

  Конечно, звезды – они творческие, то есть нервные и вообще особые люди. Но модно курить стало и в чуть менее гламурных кругах. И вот репортаж  из модного места. Нэйви-бич в Монтауке, штат Нью-Йорк. Тапочки от Гуччи, массажные столы, коврики для йоги, публика – между 20 и 30 годами. Все увлечены заботой о своем теле и духе. И все курят.

  Вывод автора, даже не вывод, а просто констатация: новое молодое поколение снова курит. И он сразу же напоминает о данных, которые вызвали очередной горестный плач  антитабачников в начале этого года. Между 2010 и 2016 годом число «курящих» сцен в американском кино выросло на 72%.

  А ведь антитабачный заговор подразумевал, что надо как-то запретить курение на экране, чтобы «дети и не знали, что взрослые курят» (и прочий бред). Но кино должно быть хоть минимально похоже на жизнь, иначе оно сдохнет. Вот Голливуд и следует жизни (в своем, конечно, стиле).

  Происходящее знаете на что похоже? На то, как обломился американский «сухой закон» в 1933 году (хотя в каких-то штатах он все не подыхал вплоть до послевоенной эпохи). Но заметим, что обратно, к «нулевой точке», ничто в этом мире не возвращается. Похоронив труп «сухого закона», американцы пили уже не так, как раньше. Они стали пить вкуснее, стали больше ценить то, что у них хотели отнять и что они отвоевали в борьбе. Они начали очень хорошо разбираться в напитках. Калифорнийское вино почти мгновенно прошло путь от посредственного до (местами) великолепного.

  Вот и сейчас на Нэйви-бич курят не все подряд, а особые сигареты из «органического» (выращенного без удобрений) табака, завернутого в невесомую бумагу прекрасного качества. Курят понемножку – да, так сейчас модно.

  Отвлекусь на личное: я знал, что волна пойдет в обратную сторону (она всегда туда идет). Знал в том числе и потому, что изучал историю «сухого закона». И, присоединяясь к нашему только-только тогда создававшемуся Движению за права курильщиков в 2013-м году, я попросту цинично использовал свои знания для того, чтобы оседлать волну, которую тогда мало кто видел. То есть я знал, что антитабачная кампания показывала тогда все ранние признаки своего будущего позорного конца. И вот вам – начало конца, или продолжение начала.

  В одном из выступлений на табачные темы года два назад я говорил: это всегда происходит обвально. Какой-то известный и неприкасаемый персонаж, типа короля европейского государства или, допустим, Папы Римского скажет то, что все и так давно поняли: ну, хватит. Курим, ребята.

  Но в данном случае это не Папа на ватиканском балконе, а Дакота Джонсон на полу туалета. Ну, тоже неплохо.

  О чем будем говорить дальше, в том числе в будущих колонках: о том, что это такое было – антитабачная кампания. То есть она далеко еще не погибла, но выводы уже делать можно. Например, о роли США – оттуда пошла антитабачная кампания, теперь там же возникла обратная волна.

  И — о поколениях. Что было не так с людьми постарше, которые покорились и поверили фальсификаторам. Еще о том, что такое элита общества и какая у этой элиты должна быть ответственность перед прочим обществом.

  Кстати, если вы будете всерьез погружаться в завершающуюся историю борьбы с курением, вы очень многое поймете о том, как устроены человеческие общества и цивилизации. Их, общества и цивилизации, трудно изучать «в целом». Это лучше делать через частности. Попробуйте присмотреться к истории инквизиции, охотившейся за ведьмами, и вы очень многое поймете обо всей европейской истории до охоты и после таковой. Ну, просто угол зрения у вас будет удачный.

  То же и насчет охоты за курильщиками. Хотя это попросту две кампании-близнеца – не по части костров, зато по части коллективного мышления, коллективного идиотизма, агрессии как метода управления толпой и во многом другом.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью