Акции табачных компаний? Надо покупать

Записки афисионадо

Возвращаемся к теме о том, почему табачные компании ведут себя тишайшим образом по части защиты сотен миллионов курильщиков – и это еще мягко сказано. Некоторые даже оказались активнее своих конкурентов – медицинского лобби – по части провозглашения якобы наступающей «бездымной эпохи».

  Среди множества ответов на этот вопрос есть и такой: а потому что они подчиняются реальности под названием «рынок» (или – «вкусы потребителя»). Вот только реальность эта выглядит куда хуже для медицинского лобби, по сути она говорит о провале последнего в его попытке перехватить клиентуру табачных компаний.

  Давайте посмотрим на материал в деловой секции великой британской газеты «Таймс» — насчет того, как себя чувствуют акции табачных компаний. Короткий ответ рыночных аналитиков: эти акции надо сейчас покупать. Их курс будет расти.

  (Здесь отмечу, что буду стараться не называть компании, о которых речь, и тем более упоминать товарные марки их продуктов, чтобы все это не было рекламой – тем более что многие продукты, о которых речь, мне не нравятся).

  Итак, курс акций табачных компаний будет расти, потому что они предложили потребителю новые продукты – даже уже не столько вейп (электронные сигареты), сколько метод нагревания табака. То есть, в обоих случаях, нечто не связанное с огнем и поэтому не содержащее продуктов горения, но доставляющее определенной категории потребителей именно то, ради чего она курит (а не массу сопутствующего чего-то).

  Компании, о которой рассказывает «Таймс», эта новая продукция будет приносить к 2025 году до 5 миллиардов фунтов ст. ежегодно, а к 2030 году – в 25 раз больше, и именно эта продукция будет давать до половины дохода. И это еще очень осторожная оценка. Соответственно, снижение доли обычных курильщиков на рынках этой компании будет более чем компенсировано потребителями ее новых продуктов – и прибыли будут расти.

  То есть когда представители этих компаний говорят, что ведут мир к отказу от горящих сигарет, они всего лишь подстраиваются под уже существующий тренд: многие потребители выбирают вейп или нагревающийся табак. Не будут подстраиваться – упадет курс акций.

  Ребята, перед нами всего лишь коммерческие корпорации с их железной логикой поведения. Не надо ожидать от них, что они займутся борьбой за права курящих, начнут выделять на нее громадные средства – так, как медицинское лобби тратит миллиарды на финансирование орд антитабачных активистов и прочих фальсификаторов.

  У табачных компаний в штате просто нет достаточного числа пригодных для этого специалистов. Защищать людей по всему миру от давления и промывания мозгов — дело гражданского общества, политических и прочих партий и организаций. Поэтому не будем обижаться на табачные компании за то, что они не лобби – то есть не следуют примеру медицинского лобби. Зачем, если акции идут вверх? И зачем, если медицинское лобби с его тоннами денег на пропаганду провалилось?

  Теперь давайте посмотрим на то, что вся сложившаяся ситуация означает. И вбросим в разговор оценку Всемирной организации здравоохранения – что к 2025 году число обычных курильщиков в мире, несмотря на бешеный напор борцов с сигаретой, все равно будет больше нынешнего 1 миллиарда человек.

  Напомним, что когда в 90-х годах антитабачная кампания всерьез только начиналась (как всегда в таких случаях, с США), курящих в мире было меньше миллиарда. И если даже ВОЗ, известная своими играми со статистикой, признает, что вот такой получился результат усилий – курильщиков стало больше, то… То можно принять во внимание и неофициальные оценки — что на самом деле курят полтора миллиарда, просто их старается «не видеть» статистика потому, что они переходят на самокрутки и нелегальный или свой табак.

  При этом большие табачные компании, повторим, не просто рассчитывают, что публика переключится на новые и более безопасные табачные продукты, а допускают, что когда-то там, на горизонте, она перейдет на них полностью. Более того, реально этот процесс и происходит, а табачным компаниям только остается за ним следовать.

  Но что эти цифры означают ВСЕ ВМЕСТЕ?

  Предположим, что они совместимы, просто речь идет о разных группах потребителей. Одни – и их будет все больше – просто продолжат курить. Другие могут перейти на новые технологии, и их будут продавать те же или другие компании.

  А вот чего уже точно не будет, это того, ради чего затевалась вся антитабачная авантюра. Не будет перехвата клиентов у табачных компаний в пользу психотропных таблеток, химических улучшателей настроения и прочих безумных идей. То есть попытки медицинского лобби напрочь уничтожить лобби табачное и подчинить себе его потребителей оказались провальными.

  Отчего? А люди помешали. Да, часть их поверила пропаганде: посыл страха сработал, хотя только в части мира. Но «химическая» альтернатива им показалась еще страшнее страха, а вот внезапно появившиеся новые технологии общения с тем же табаком – это не просто реально, а еще и привлекательно.

  Нечто аналогичное было… нет, даже не с цепочкой «сигары – трубка – нюхательный и жевательный табак – сигареты – вейп и нагревание», а со звуковыми носителями. Помните эту драку за мозги клиентов – виниловые пластинки тяжелые, царапаются и заедают, вот вам кассеты (рвались и заедали), потом CD… Сейчас и CD отступают куда-то, а винил переживает возрождение, более того – кассеты тоже возрождаются. Это напоминает нынешний всемирный ренессанс сигар и многое другое.

  Так что медицинскому лобби не с чего винить табачные компании – не они вызвали этот сдвиг покупательских предпочтений. Винить надо только себя. Хотели обмануть и сломать миллионы людей – а они отреагировали неожиданно.

  А остается от этой человеческой истории в том числе вот что: смешная и грустная затея с ненавистью к табачным компаниям, которую положено было нагнетать всем антитабачным активистам. Ведь для кого-то из них эта ненависть стала искренней – поверили в собственную ложь. Об одном таком персонаже мы поговорим в следующей колонке.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью